Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

Еф., 228 зач., V, 1-8. 

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие люди слышали или даже сами употребляют словосочетание «смертный грех». Из него более-менее очевидно, что так можно назвать грех, который как-то связан со смертью, который, вероятно, приводит к ней. Если спросить о каком грехе идёт речь, обычно называют убийство. В Ветхом Завете за него действительно полагалась смертная казнь. Но мало, кто знает, что она же полагалась за идолопоклонство, супружескую измену и даже унижение родителей. Однако в Новом Завете никого ни за какие грехи не казнят, хотя выражение это остаётся. Может быть, оно стало фигурой речи? Или под смертью стали понимать что-то другое? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 5.

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,

2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;

5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;

7 итак, не будьте сообщниками их.

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,

Систематизируя грехи, люди нередко говорят о грехах против Бога, против ближнего и против самих себя. Опыт исповеди позволяет сказать, что, к сожалению, меньше всего люди говорят о своих отношениях с другими, считая это обычным делом, неизбывным и неисправимым. Другое дело поговорить о себе любимом или печально признать, что ты недостаточно скрупулёзен в исполнении церковной дисциплины. Однако, если мы обратимся к сегодняшнему чтению, мы увидим, что призыв подражать Богу, реализуется через особенное отношение к ближнему. Апостол Павел так и говорит: подражайте Богу и живите в любви. Кажется, что Богу подражать невозможно. Но апостол указывает на Христа, в котором Бог так возлюбил человечество, что воплотился и умер ради нас и нашего спасения. Он вёл себя жертвенно и проявлял деятельную любовь, в которой мы вполне можем воспринимать Его в качестве примера.

Но вот что интересно, говоря о грехах против ближних, апостол не перечисляет многого из того, что очевидно является грехом, и делает акцент на других вещах: блуд, нечистота, стремление к наживе. Он говорит, что в общине христиан об этом даже не должно быть речи. Что же объединяет эти грехи? Пренебрежение другим человеком. В блуде партнёр рассматривается как вещь, с помощью которой удовлетворяются желания тела, а в стремлении к наживе другой используется как средство обогащения. Человек служит себе, как идолу, всё и всех он готов принести в жертву своим целям. Подобное поведение не просто неполезно, о блудниках, искателях наживы и идолопоклонниках апостол говорит, что они не имеют наследия в Царстве Христа и Бога. Они не побиваются камнями, как это могло бы быть в Ветхом Завете, не теряют чего-то временного, они отпадают от Церкви и лишаются благой вечности.

В этом можно увидеть существенную разницу между подходом к грехам и добродетелям в Ветхом и Новом Завете. Ветхий обращал внимание на внешние характеристики поведения, регулировал культ и социальные отношения. Соблюдение заповедей обещало человеку успешную и долгую жизнь, уважение в обществе, но ничего не говорило о вечной жизни. Нарушение же, напротив, грозило социальными проблемами, вплоть до смертной казни. В Новом всё стало иначе. Суть заповедей осталась той же, человек призывается к тому, чтобы подражать Богу. При этом стало понятно две вещи: внешнее нельзя исправить без того, чтобы исправить внутреннее, а также то, что вечное важнее временного. Призывая учеников к любви, апостол Павел указывает на некоторые грехи, которые внешне не кажутся очень страшными и смертными. Но если Бог есть любовь, в чём мы как христиане совершенно уверены, значит всё то, что идет против любви оказывается особенно важным.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем