Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие люди слышали или даже сами употребляют словосочетание «смертный грех». Из него более-менее очевидно, что так можно назвать грех, который как-то связан со смертью, который, вероятно, приводит к ней. Если спросить о каком грехе идёт речь, обычно называют убийство. В Ветхом Завете за него действительно полагалась смертная казнь. Но мало, кто знает, что она же полагалась за идолопоклонство, супружескую измену и даже унижение родителей. Однако в Новом Завете никого ни за какие грехи не казнят, хотя выражение это остаётся. Может быть, оно стало фигурой речи? Или под смертью стали понимать что-то другое? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
Систематизируя грехи, люди нередко говорят о грехах против Бога, против ближнего и против самих себя. Опыт исповеди позволяет сказать, что, к сожалению, меньше всего люди говорят о своих отношениях с другими, считая это обычным делом, неизбывным и неисправимым. Другое дело поговорить о себе любимом или печально признать, что ты недостаточно скрупулёзен в исполнении церковной дисциплины. Однако, если мы обратимся к сегодняшнему чтению, мы увидим, что призыв подражать Богу, реализуется через особенное отношение к ближнему. Апостол Павел так и говорит: подражайте Богу и живите в любви. Кажется, что Богу подражать невозможно. Но апостол указывает на Христа, в котором Бог так возлюбил человечество, что воплотился и умер ради нас и нашего спасения. Он вёл себя жертвенно и проявлял деятельную любовь, в которой мы вполне можем воспринимать Его в качестве примера.
Но вот что интересно, говоря о грехах против ближних, апостол не перечисляет многого из того, что очевидно является грехом, и делает акцент на других вещах: блуд, нечистота, стремление к наживе. Он говорит, что в общине христиан об этом даже не должно быть речи. Что же объединяет эти грехи? Пренебрежение другим человеком. В блуде партнёр рассматривается как вещь, с помощью которой удовлетворяются желания тела, а в стремлении к наживе другой используется как средство обогащения. Человек служит себе, как идолу, всё и всех он готов принести в жертву своим целям. Подобное поведение не просто неполезно, о блудниках, искателях наживы и идолопоклонниках апостол говорит, что они не имеют наследия в Царстве Христа и Бога. Они не побиваются камнями, как это могло бы быть в Ветхом Завете, не теряют чего-то временного, они отпадают от Церкви и лишаются благой вечности.
В этом можно увидеть существенную разницу между подходом к грехам и добродетелям в Ветхом и Новом Завете. Ветхий обращал внимание на внешние характеристики поведения, регулировал культ и социальные отношения. Соблюдение заповедей обещало человеку успешную и долгую жизнь, уважение в обществе, но ничего не говорило о вечной жизни. Нарушение же, напротив, грозило социальными проблемами, вплоть до смертной казни. В Новом всё стало иначе. Суть заповедей осталась той же, человек призывается к тому, чтобы подражать Богу. При этом стало понятно две вещи: внешнее нельзя исправить без того, чтобы исправить внутреннее, а также то, что вечное важнее временного. Призывая учеников к любви, апостол Павел указывает на некоторые грехи, которые внешне не кажутся очень страшными и смертными. Но если Бог есть любовь, в чём мы как христиане совершенно уверены, значит всё то, что идет против любви оказывается особенно важным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM