Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступки человека в значительной мере зависят от условий, в которых он оказался. Это кажется настолько очевидным, что спорить с этим было бы странно. И всё же апостол Павел это делает. Обстоятельства — не главное, утверждает он в отрывке из 5-й и 6-й глав послания к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
На первый взгляд, наставления апостола Павла, которые мы сейчас услышали, не сильно отличаются от наставлений каких-нибудь стоиков, которые жили в его время. И всё же разница есть — ведь для апостола окончательным мерилом того, как себя вести, оказывается не народная традиция, не патриархальный уклад, не обстоятельства, но Господь и Его воля. Звучит это тоже довольно традиционно и благочестиво, ничего особенного, но это только на первый взгляд. На самом же деле вся традиционная система отношений попросту разваливается, потому что мужья и жёны, родители и дети, господа и рабы призваны ориентироваться не на себя, свои желания и свои интересы, но на Бога и Его заповеди.
Вот берём элементарное требование: «дети, повинуйтесь своим родителям в Господе». Что оно значит? Кажется, что это призыв повиноваться своим родителям. Всё было бы так, если бы не было добавления «в Господе», которое означает, что для родителей и детей их христианство и их церковность должны быть выше их собственно родительско-детских отношений. Просьбы родителей и исполнение или неисполнение их детьми выходят за рамки простых представлений о послушании и непослушании, потому что они подчинены послушанию гораздо более высокого рода — послушанию Господу. Да, слово «повинуйтесь», которое можно перевести также «подчиняйтесь», предполагает, что для ребёнка на определённом этапе интересы и просьбы родителей выше, чем его собственные. Но не в смысле удовлетворения родительского эгоизма, а в том смысле, что ребёнок не видит целостной картины, не знает жизни, не может верно выстроить приоритеты, поэтому ему в большинстве случаев стоит доверять родителям. Однако и сами родители могут ставить перед детьми ложные цели, подгонять их под выдуманные, калечащие их стандарты, тщеславно требуя от них, чтобы они им соответствовали. Поэтому и пишет апостол, чтобы родители со своей стороны не раздражали детей, то есть не доводили их своей суровостью и своими требованиями до отчаяния.
Сегодня нам сложно представить, но эти слова апостола были совершенно революционны для его времени. Законы Римской империи предполагали, что отец имел полное право распоряжаться своими детьми, как ему заблагорассудится. Он мог даже убить ребёнка, потому что тот был его собственностью. И вот тем, для кого законы Божии стали выше законов империи, апостол пишет: «не злоупотребляйте властью, не требуйте чрезмерного, не унижайте». Хорошо, если для большинства из нас его требования выглядят как само собой разумеющиеся, но сколько родителей и в наши дни воспринимают детей не как дар Божий, но как свою собственность, с которой они могут обходиться как им угодно.
Всем нам, мужьям и жёнам, родителям и детям, начальникам и подчинённым важно помнить, что в первую очередь мы христиане и призваны служить Господу. Тогда и всё остальное, все наши обычные дела мы сможем выполнить наилучшим образом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов