
Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолы Христовы адресовали свои послания хорошо знакомым им людям, а содержание посланий было продиктовано актуальными вызовами современности, поэтому зачастую бывает так, что нам не совсем понятно то, о чём написано в том или ином апостольском отрывке. Но есть и исключения, среди апостольских слов можно найти и такие, которые с течением времени приобретают всё большую и большую актуальность. Один из таких отрывков содержится в 4-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, этот отрывок звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
В этом отрывке апостол Павел упоминает различные «ветра учений», но, упоминая их, он не даёт им никакого описания. Исследователи Нового Завета полагают, что речь здесь идёт не о каких-то конкретных учениях, а о всей совокупности тех идей, которые нельзя назвать христианскими. Апостол написал, что такие учения находят себе последователей лишь по «лукавству человеков» и «по хитрому искусству обольщения», а не по причине их внутренней содержательный красоты и не по силе своего воздействия. Очевидно, что каждая эпоха рождает какие-то новые лжеучения, которые, несмотря на радикальные отличия друг от друга, схожи в главном: они не имеют никакого отношения к Христову благовестию, а иногда и прямо ему противоположны.
Из общего контекста общественной жизни первого века по Рождестве Христовом можно сделать вывод, что современные апостолу Павлу лжеучения каким-то образом касались отношений с Богом, а также личности Господа Иисуса Христа. В наши дни и первое, и второе широкой публике малоинтересно, а потому главную роль играют совсем иные учения, подменяющие собой христианство, а на первое место среди них претендует уверенность в том, что любую человеческую проблему можно решить исключительно техническими способами, то есть с применением современных технологий. А если проблема не поддаётся решению сейчас, то обязательно найдётся решение в ближайшем будущем, и вот тогда-то все станут по-настоящему счастливы и довольны. Можно, конечно, упомянуть и веру в человеческие способности как таковые, эта вера имеет множество проявлений, к примеру, она может выражаться в убеждённости в существовании какого-то идеального общественного устроения, которое обеспечит равные гражданские права, мир, безопасность, истребит нищету и голод. И Христос здесь, конечно же, ни при чём, Он вообще никак не участвует в построении гипотетического прекрасного технологического и справедливого будущего.
По мнению апостола Павла, любое учение, которое не основывается на Христе и Его учении, — ложно по своей сути, а потому такие учения всего лишь ветер, который может менять своё направление несколько раз в сутки, и не способен принести с собой какие бы то ни было качественные изменения, впрочем, есть и одно исключение: сильный ветер может стать причиной разрушений и бед. Мы знаем, что так было и в истории нашего Отечества, когда ветер революции 1917-го года уничтожил Российскую империю и послужил причиной сначала «красного» террора, потом Гражданской войны, затем репрессий с гонениями на христиан, и вообще стал причиной страданий для очень многих людей.
И слова апостола Павла, и сама история учат нас быть крайне осторожными с любыми учениями, которые не имеют своей основной Евангелие. Дай Бог, чтобы мы услышали эти предостережения и поступали так, как рекомендовал поступать христианам города Эфеса святой апостол Павел — «говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос» (Еф. 4:15).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер