
Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолы Христовы адресовали свои послания хорошо знакомым им людям, а содержание посланий было продиктовано актуальными вызовами современности, поэтому зачастую бывает так, что нам не совсем понятно то, о чём написано в том или ином апостольском отрывке. Но есть и исключения, среди апостольских слов можно найти и такие, которые с течением времени приобретают всё большую и большую актуальность. Один из таких отрывков содержится в 4-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, этот отрывок звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
В этом отрывке апостол Павел упоминает различные «ветра учений», но, упоминая их, он не даёт им никакого описания. Исследователи Нового Завета полагают, что речь здесь идёт не о каких-то конкретных учениях, а о всей совокупности тех идей, которые нельзя назвать христианскими. Апостол написал, что такие учения находят себе последователей лишь по «лукавству человеков» и «по хитрому искусству обольщения», а не по причине их внутренней содержательный красоты и не по силе своего воздействия. Очевидно, что каждая эпоха рождает какие-то новые лжеучения, которые, несмотря на радикальные отличия друг от друга, схожи в главном: они не имеют никакого отношения к Христову благовестию, а иногда и прямо ему противоположны.
Из общего контекста общественной жизни первого века по Рождестве Христовом можно сделать вывод, что современные апостолу Павлу лжеучения каким-то образом касались отношений с Богом, а также личности Господа Иисуса Христа. В наши дни и первое, и второе широкой публике малоинтересно, а потому главную роль играют совсем иные учения, подменяющие собой христианство, а на первое место среди них претендует уверенность в том, что любую человеческую проблему можно решить исключительно техническими способами, то есть с применением современных технологий. А если проблема не поддаётся решению сейчас, то обязательно найдётся решение в ближайшем будущем, и вот тогда-то все станут по-настоящему счастливы и довольны. Можно, конечно, упомянуть и веру в человеческие способности как таковые, эта вера имеет множество проявлений, к примеру, она может выражаться в убеждённости в существовании какого-то идеального общественного устроения, которое обеспечит равные гражданские права, мир, безопасность, истребит нищету и голод. И Христос здесь, конечно же, ни при чём, Он вообще никак не участвует в построении гипотетического прекрасного технологического и справедливого будущего.
По мнению апостола Павла, любое учение, которое не основывается на Христе и Его учении, — ложно по своей сути, а потому такие учения всего лишь ветер, который может менять своё направление несколько раз в сутки, и не способен принести с собой какие бы то ни было качественные изменения, впрочем, есть и одно исключение: сильный ветер может стать причиной разрушений и бед. Мы знаем, что так было и в истории нашего Отечества, когда ветер революции 1917-го года уничтожил Российскую империю и послужил причиной сначала «красного» террора, потом Гражданской войны, затем репрессий с гонениями на христиан, и вообще стал причиной страданий для очень многих людей.
И слова апостола Павла, и сама история учат нас быть крайне осторожными с любыми учениями, которые не имеют своей основной Евангелие. Дай Бог, чтобы мы услышали эти предостережения и поступали так, как рекомендовал поступать христианам города Эфеса святой апостол Павел — «говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос» (Еф. 4:15).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема