Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда христианская проповедь распространялась во все доступные апостолам уголки мира, множество людей различных национальностей и культур откликнулись на эту проповедь. Вполне естественно, что все эти люди задавались одним и тем же вопросом: как им начать жить по-новому, как им быть достойными христианами. Апостолы старались и устно, и письменно давать ответ на этот вопрос, который, впрочем, не утратил своей актуальности, потому как те же самые недоумения постигают и современных христиан. Давайте послушаем отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам, и постараемся сделать кое-какие выводы. Этот отрывок звучит сегодня в храмах во время литургии.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Как мы понимаем, очень многое зависит от самосознания человека. Если, к примеру, внушить человеку, что он ничтожен и ни на что не годен, то такой человек вряд ли станет пытаться чего-либо достичь в своей жизни, он попросту будет уверен, что какие-либо достижения — ему заведомо не под силу, ну а его призвание состоит в том, чтобы «плыть по течению». Можно представить и противоположное состояние, состояние уверенного в своих талантах человека, который пытается получить от людей и жизни всё то, что, как он полагает, должно ему принадлежать на основании его особой исключительности.
Конечно, оба эти примера — довольно радикальные, но они достаточны, чтобы понять первую мысль апостола Павла из этого отрывка: он напоминает христианам Эфеса, что когда-то, то есть до крещения, они были тьмой, а теперь они — «свет в Господе», следовательно, они должны поступать соответствующим образом, а именно — с благостью, праведностью и истиной. Слова апостола чем-то похожи на работу современных психологов, которые пытаются помочь человеку поверить в себя. Но есть и существенное отличие: христианство — это не психологическая установка, это жизнь по вере в Христа Спасителя и при содействии Духа Святого, но Дух действует лишь в тех, кто, осознавая своё великое призвание, уклоняется от греха.
Далее апостол Павел подробнее разъясняет, в чём конкретно выражается жизнь «чад света». Во-первых, во всём необходимо искать волю Божию, избегая при этом заведомо греховных действий. Во-вторых, он призывает действовать осторожно, то есть блюсти и свои чувства, и свой разум, и свой язык. От этих слов апостола берёт своё начало христианская аскетическая практика управления чувствами. Для современного человека само это словосочетание — «управление чувствами» — звучит парадоксально, причина понятна: массовая культура внушила нам, что чувства подобны стихийному бедствию, ими невозможно управлять, можно лишь молиться, чтобы стихия прошла мимо. Но христианские аскеты заметили, что это не так, чувства — это то, чем можно, а потому и должно управлять. У христианина не должно быть иных господ, кроме Бога, а потому все те движения души, которые являются следствием страстей, не достойны христианина, и их необходимо тщательно избегать, для этого необходимо научиться собой управлять.
Как это сделать? Ответ даёт, к примеру, книга «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, в которой есть соответствующий раздел — «Общие уроки об употреблении чувств», за этим разделом следуют главы об управлении языком, воображением и памятью. Суть управления чувствами состоит в их сознательном ограничении, или, иными словами, в сознательном их употреблении. Христианин призван к тому, чтобы уметь давать себе отчёт в том, что и с какой целью он делает. Причём касается это абсолютно всех сторон жизни. Если научиться поступать таким образом, то дни наши не пролетят напрасно, они будут наполнены смыслом, и тогда напоминание апостола Павла о том, что «дни лукавы суть» не будет напоминаем, адресованным нам.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.