
Апостол Павел
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда христианская проповедь распространялась во все доступные апостолам уголки мира, множество людей различных национальностей и культур откликнулись на эту проповедь. Вполне естественно, что все эти люди задавались одним и тем же вопросом: как им начать жить по-новому, как им быть достойными христианами. Апостолы старались и устно, и письменно давать ответ на этот вопрос, который, впрочем, не утратил своей актуальности, потому как те же самые недоумения постигают и современных христиан. Давайте послушаем отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам, и постараемся сделать кое-какие выводы. Этот отрывок звучит сегодня в храмах во время литургии.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Как мы понимаем, очень многое зависит от самосознания человека. Если, к примеру, внушить человеку, что он ничтожен и ни на что не годен, то такой человек вряд ли станет пытаться чего-либо достичь в своей жизни, он попросту будет уверен, что какие-либо достижения — ему заведомо не под силу, ну а его призвание состоит в том, чтобы «плыть по течению». Можно представить и противоположное состояние, состояние уверенного в своих талантах человека, который пытается получить от людей и жизни всё то, что, как он полагает, должно ему принадлежать на основании его особой исключительности.
Конечно, оба эти примера — довольно радикальные, но они достаточны, чтобы понять первую мысль апостола Павла из этого отрывка: он напоминает христианам Эфеса, что когда-то, то есть до крещения, они были тьмой, а теперь они — «свет в Господе», следовательно, они должны поступать соответствующим образом, а именно — с благостью, праведностью и истиной. Слова апостола чем-то похожи на работу современных психологов, которые пытаются помочь человеку поверить в себя. Но есть и существенное отличие: христианство — это не психологическая установка, это жизнь по вере в Христа Спасителя и при содействии Духа Святого, но Дух действует лишь в тех, кто, осознавая своё великое призвание, уклоняется от греха.
Далее апостол Павел подробнее разъясняет, в чём конкретно выражается жизнь «чад света». Во-первых, во всём необходимо искать волю Божию, избегая при этом заведомо греховных действий. Во-вторых, он призывает действовать осторожно, то есть блюсти и свои чувства, и свой разум, и свой язык. От этих слов апостола берёт своё начало христианская аскетическая практика управления чувствами. Для современного человека само это словосочетание — «управление чувствами» — звучит парадоксально, причина понятна: массовая культура внушила нам, что чувства подобны стихийному бедствию, ими невозможно управлять, можно лишь молиться, чтобы стихия прошла мимо. Но христианские аскеты заметили, что это не так, чувства — это то, чем можно, а потому и должно управлять. У христианина не должно быть иных господ, кроме Бога, а потому все те движения души, которые являются следствием страстей, не достойны христианина, и их необходимо тщательно избегать, для этого необходимо научиться собой управлять.
Как это сделать? Ответ даёт, к примеру, книга «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, в которой есть соответствующий раздел — «Общие уроки об употреблении чувств», за этим разделом следуют главы об управлении языком, воображением и памятью. Суть управления чувствами состоит в их сознательном ограничении, или, иными словами, в сознательном их употреблении. Христианин призван к тому, чтобы уметь давать себе отчёт в том, что и с какой целью он делает. Причём касается это абсолютно всех сторон жизни. Если научиться поступать таким образом, то дни наши не пролетят напрасно, они будут наполнены смыслом, и тогда напоминание апостола Павла о том, что «дни лукавы суть» не будет напоминаем, адресованным нам.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер