
Апостол Павел
Еф., 221 зач., II, 14-22.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Церковь не только тело Христово, не только сообщество святых. Это ещё и вполне себе общественный институт. И как любую социальную организацию её наполняют люди несовершенные, люди, одержимые предрассудками. В сегодняшнем отрывке апостол Павел упоминает об одном из них. Речь идёт о той вражде, которая существовала в общине христиан из города Ефес. Её причиной была неприязнь между теми, кто пришёл в Церковь из иудейской религии, и теми, кто до крещения был язычником. Бывшие иудеи презирали язычников за то, что они не соблюдают закон Моисея, ряд постановлений которого сами они продолжали исполнять, уже будучи в христианстве. Поэтому они считали себя более чистыми и верными Творцу. Им казалось, что их собратья из язычников ведут себя слишком свободно, пренебрегая многими формами благочестия, и таким своим поведением оскорбляют Бога. К слову, бывшие язычники платили иудействующим той же монетой неприязни: могли провоцировать их своими нравами, прикрываясь тем, что Спаситель принёс всем людям свободу от закона.
По этому поводу и высказывается апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. Его основная мысль сводится к тому, что Христос принёс людям мир. Спаситель говорит в Евангелии: «блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Бога». И в первую очередь мир должен быть между Его учениками. Из самого Евангелия мы видим, как вокруг Христа собирались люди совершенно разных взглядов и настроений. И корыстный Иуда, и Варфоломей, о котором Сам Господь сказал, что в нём нет и капли лукавства; и мытарь Матфей, которого окружающие считали предателем родины, за то, что он собирал налог в пользу Рима, и Симон Зилот, который до встречи со Христом, поклялся убивать таких, как Матфей; и простой, необразованный рыбак Пётр и образованный, уточнённый Иоанн Богослов. Господь всех принимал. И все, кто принял тот мир, который передал им Спаситель, стали друг для друга братьями. Те, кто не принял, откололись, предали и в итоге погибли.
Всё это актуально и для нас. Мы, даже будучи в Церкви, склонны делиться на фракции: есть либералы, есть консерваторы; есть клир, есть мир; есть те, кто в рай, есть те, кто в ад; есть я со своей истинной верой, а есть мои домашние, которые живут во мраке греха и т.д. Естественно, что в этом делении я всегда занимаю правильную сторону, то есть ту, где Бог. Окружающие по определению на неверной стороне. Они всегда чего-то не понимают, и моя миссия заключается в том, чтобы им это объяснить и спасти их от заблуждений. Всё это больная, языческая психология. Так работает наш эгоизм и эгоцентризм. Для него всегда есть повод начать войну с окружающими. Для него всегда найдётся враг. Но как может жить в сердце мир Христов, если я нахожусь в постоянном состоянии войны, если я постоянно что-то кому-то доказываю, выискиваю в словах и поведении окружающих какой-то изъян, всех подозреваю и обличаю? В моём сердце идет постоянное сражение с врагами веры. Самое печальное, что порой нам кажется, что именно так можно привлечь к себе божественную благодать.
А может быть попробовать пойти по другому пути? Отпустить людей, отпустить ситуации, прекратить воевать, прекратить что-то кому-то доказывать, даже из самых высоких и благородных побуждений, постараться просто быть христианином на деле. Просто сосредоточиться на совершении поступков. Ведь родным и близким для нас становится не тот, с кем мы спорим с пеной у рта. А тот, в кого мы вкладываем, тот, ради кого мы что-то делаем. И, возможно, если мы на ежедневной основе будем так себя вести с людьми, с которыми вчера воевали, постепенно миром будет наполняться не только наше сердце, но и сердца тех, против которых ещё вчера у нас шла непримиримая война.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер