Еф., 221 зач., II, 14-22.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Церковь не только тело Христово, не только сообщество святых. Это ещё и вполне себе общественный институт. И как любую социальную организацию её наполняют люди несовершенные, люди, одержимые предрассудками. В сегодняшнем отрывке апостол Павел упоминает об одном из них. Речь идёт о той вражде, которая существовала в общине христиан из города Ефес. Её причиной была неприязнь между теми, кто пришёл в Церковь из иудейской религии, и теми, кто до крещения был язычником. Бывшие иудеи презирали язычников за то, что они не соблюдают закон Моисея, ряд постановлений которого сами они продолжали исполнять, уже будучи в христианстве. Поэтому они считали себя более чистыми и верными Творцу. Им казалось, что их собратья из язычников ведут себя слишком свободно, пренебрегая многими формами благочестия, и таким своим поведением оскорбляют Бога. К слову, бывшие язычники платили иудействующим той же монетой неприязни: могли провоцировать их своими нравами, прикрываясь тем, что Спаситель принёс всем людям свободу от закона.
По этому поводу и высказывается апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. Его основная мысль сводится к тому, что Христос принёс людям мир. Спаситель говорит в Евангелии: «блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Бога». И в первую очередь мир должен быть между Его учениками. Из самого Евангелия мы видим, как вокруг Христа собирались люди совершенно разных взглядов и настроений. И корыстный Иуда, и Варфоломей, о котором Сам Господь сказал, что в нём нет и капли лукавства; и мытарь Матфей, которого окружающие считали предателем родины, за то, что он собирал налог в пользу Рима, и Симон Зилот, который до встречи со Христом, поклялся убивать таких, как Матфей; и простой, необразованный рыбак Пётр и образованный, уточнённый Иоанн Богослов. Господь всех принимал. И все, кто принял тот мир, который передал им Спаситель, стали друг для друга братьями. Те, кто не принял, откололись, предали и в итоге погибли.
Всё это актуально и для нас. Мы, даже будучи в Церкви, склонны делиться на фракции: есть либералы, есть консерваторы; есть клир, есть мир; есть те, кто в рай, есть те, кто в ад; есть я со своей истинной верой, а есть мои домашние, которые живут во мраке греха и т.д. Естественно, что в этом делении я всегда занимаю правильную сторону, то есть ту, где Бог. Окружающие по определению на неверной стороне. Они всегда чего-то не понимают, и моя миссия заключается в том, чтобы им это объяснить и спасти их от заблуждений. Всё это больная, языческая психология. Так работает наш эгоизм и эгоцентризм. Для него всегда есть повод начать войну с окружающими. Для него всегда найдётся враг. Но как может жить в сердце мир Христов, если я нахожусь в постоянном состоянии войны, если я постоянно что-то кому-то доказываю, выискиваю в словах и поведении окружающих какой-то изъян, всех подозреваю и обличаю? В моём сердце идет постоянное сражение с врагами веры. Самое печальное, что порой нам кажется, что именно так можно привлечь к себе божественную благодать.
А может быть попробовать пойти по другому пути? Отпустить людей, отпустить ситуации, прекратить воевать, прекратить что-то кому-то доказывать, даже из самых высоких и благородных побуждений, постараться просто быть христианином на деле. Просто сосредоточиться на совершении поступков. Ведь родным и близким для нас становится не тот, с кем мы спорим с пеной у рта. А тот, в кого мы вкладываем, тот, ради кого мы что-то делаем. И, возможно, если мы на ежедневной основе будем так себя вести с людьми, с которыми вчера воевали, постепенно миром будет наполняться не только наше сердце, но и сердца тех, против которых ещё вчера у нас шла непримиримая война.
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.