
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 232 зач., V, 33 — VI, 9.
Глава 5.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пятая и шестая главы Послания апостола Павла к Ефесянам посвящены этике межличностных отношений. Апостол начинает свои размышления с отношений между мужем и женой, после этого он переходит к отношениям родителей и детей и заканчивает отношениями господ и рабов. Примечательно, что всякий раз апостол сначала обращается к подчинённым — к жёнам, к детям и к рабам, и лишь после этого к мужьям, родителям и господам. В обращении к подчинённым категориям апостол Павел не пишет ничего существенно нового, он лишь воспроизводит известные директивы ветхозаветного и языческого миров: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены» (Еф. 5:22–23), «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1), «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6:5).
Иначе выглядят апостольские обращения к мужьям, родителям и господам, здесь мы находим нечто существенно новое и собственно христианское, то, что не было и не могло быть известно ни в мире Ветхого Завета, ни в мире язычества, — апостол возводит ко Христу отношение этих категорий людей к людям, им подчинённым. Особенно ярко и подробно апостол Павел раскрывает тему должного, с христианской точки зрения, главенства над другими в рассуждениях относительно брака и роли мужей в нём. Далее, в словах о родителях, детях, господах и рабах апостол не стал повторять уже написанное, в этом попросту нет необходимости, ведь любые виды христианского отношения главы и подчинённого однотипны по своей сути, так как все они должны быть возведены к отношениям Христа и Его Церкви.
Во всех упомянутых апостолом случаях, и вообще во всех случаях отношения к зависимым от христианина людям, необходимо, по мысли апостола Павла, всегда помнить о Христе, в Котором едино всё человечество, ведь во Христе нет ни рабов, ни свободных, ни мужчин, ни женщин (ср. Кол. 3:11), во Христе все равны, а то или иное положение в семье и обществе — это лишь условность земной жизни, которая при должном отношении должна помочь достижению цели христианской жизни, то есть Христова Царства. Положение в семье и обществе — это, с точки зрения апостола Павла, ни в коем случае не привилегия, а потому оно не должно приводить к диктату; позиция мужа, родителя, господина, начальника, руководителя — это данная Богом ответственность, которая заключается в служении другим людям, в заботе о них с тем, чтобы через эти действия восходить ко Христу. Кроме того, апостол делает важное напоминание: Бог есть над всеми, и все дадут Богу ответ в своё время, в том числе и те, кто выполняет функции руководителей: «И над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:9).
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема