
Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол призывает Ефесян к духовному росту. Для него как их учителя и наставника важно, чтобы они не оставались в своем христианстве неустойчивыми, как младенцы, которых легко сбить с толку и увести в сторону от правильного пути. Впрочем, апостол не говорит подробно об опасностях, потому что лучшее средство от ошибок — знание правильного пути. В таком случае, кто бы и как бы ни стал человека обольщать — он сможет устоять, потому что будет стоять в истине.
Итак, апостол не просто говорит о том, чтобы мы переставали быть несмысленными младенцами, которых лукавые люди могут увлечь хитрым искусством обольщения. Он желает, чтобы, являя истину в любви, мы выросли в того, кто есть наш глава, то есть во Христа.
Звучит это красиво и величественно. Но что это значит конкретно? Вот когда я пощусь — я воспитываю волю, когда молюсь — настраиваюсь на диалог с Богом и учусь контролировать мысли, предавать себя Богу... Когда я помогаю ближнему, я учусь бороться со всепоглощающим эгоизмом, пытаюсь учитывать чужие интересы... так, два раза в день я взял себя в руки, а один раз сорвался... Вчера в ссоре забыл о Боге, а сегодня вспомнил, помолился и всё закончилось миром... Всё это очень конкретные и понятные вещи, в которых мы можем почувствовать, преуспели мы или нет. Но что значит «вырасти во Христа»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, — надо подняться над уровнем личного благочестия и увидеть историю не с человеческой точки зрения, но с точки зрения замысла Божьего. Для людей исторический процесс — это тысячи отдельных жизней тех, кто с большим или меньшим успехом налаживает отношения с Богом. Мы исполняем заповеди, но отвечаем только за себя... может быть, чувствуем ответственность за близких, может быть, переживаем за друзей... Но для Бога каждый человек близок, каждый человек дорог и входит в замысел о мире. Да, естественно, не все поверили во Христа, потому что люди свободные существа... Но помимо Христа невозможно выстроить с Богом полноценных отношений. В Нём нам не просто дан образец, Он — Сам Бог, ставший человеком. И каждый человек, принимающий таинство крещения, усыновляется соединяется со Христом и через Него, с одной стороны усыновляется Отцу, с другой — становится частью Церкви, собрания братьев и сестёр во Христе.
Что же значит вырастать во Христа? Это значит беспокоиться не только о том, каков я сам по себе, устраиваю ли я Бога, всё ли я правильно делаю для моего личного спасения? Это значит беспокоиться о том, какова жизнь церкви с моим участием? Что я делаю, чтобы церковь росла как церковь, как собрание любящих друг друга людей. По мысли апостола, приходя в собрание мы оказываемся связаны взаимными скрепляющими связями и, предпринимая усилия по мере возможностей, созидаем самих себя в любви. Это последнее условие оказывается чрезвычайно важным, ведь из него следует, что личный духовный рост каждого из нас зависит от того, растём ли мы вместе как братья и сёстры.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











