
Апостол Павел
Еф., 216 зач., I, 1-9.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, — вступление большого письма, которое апостол Павел написал христианам города Ефес. Как и остальные послания оно начинает с приветствия. Однако, несмотря на то, что апостол только приступает к основной части, уже в этом кратком введении содержатся два интересных и важных богословских понятия тесным образом связанные друг с другом. Речь идет о предопределении Божием и о тайне Его воли. Давайте посмотрим, что же они означают?
Бог, говорит апостол Павел, предопределил усыновить нас. На протяжении всего существования христианского богословия это выражение вызвало немало споров. Что значит предопределение? Как его понимать? Неужели Бог, создавая мир, изначально распределил роли людей, словно составил и записал их судьбы в специальной книге? И теперь каждый из нас действует по определенной программе. Одному выпало стать христианином и теперь он буквально обречен на то, чтобы быть с Богом, другому, напротив, суждено жить здесь на земле и остаться в вечности вне Творца. Именно так понимали предопределение в языческом мире, именно так его понимают представители некоторых христианских деноминаций. По их мысли, в судьбах людей господствует фатум, пусть и божественного происхождения. Совсем иное представление о предопределении в Православной традиции. И уже сам апостол Павел намекает нам на то, как же следует его понимать. Для этого он и использует выражение тайна Божественной воли.
Слово тайна в Новом Завете имеет особый смысл. Тайна — это то, что скрыто от внешних, от язычников, но то, что открыто и доступно последователям Христа. Лишь они, по мысли апостола Павла, на своем личном опыте знают, что Спаситель стал человеком и умер на кресте не только за еврейский народ, но за всякого человека, какой бы национальности он не принадлежал и в какой бы время не жил. Ведь цель Его миссии — объединить всех людей друг с другом и вернуть их к Богу. В этом для апостола великий и глубокий смысл самой истории, которая направлена к этой цели.
Иными словами, Бог предопределил, чтобы все люди пришли ко Христу и стали в Нем едины, а через Него и вернулись к Своему небесному Отцу. Однако решение откликнуться на этот призыв или нет принимает исключительно сам человек. Только от нас с вами, от нашего свободного выбора и произволения зависит то, останемся ли мы один на один с миром, который не знает Своего Творца, или же станем участниками церкви Христовой и прикоснемся к Божественной тайне.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема