
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Среди раннехристианской живописи, яркие образцы которой встречаются уже в римских катакомбах, мы можем увидеть одно примечательное изображение — это птица феникс. Согласно легенде, феникс умирал, сгорая в огне, чтобы после вновь возродиться из пепла и опять разгореться ярким пламенем. Используя этот образ, первые христиане символически указывали на Христа Спасителя. Подобно огненной птице Он умер на кресте и на третий день воскрес. Его восстание от мертвых есть не что иное, как победа Бога над смертью и в конечном счете победа яркого света над тьмой. Это богословие огня и света содержится во многим местах Священного Писания. В виде огненного куста Господь является Моисею на горе Синай, яркое сияние исходит от Спасителя во время Преображения на горе Фавор, в виде огненных языков сходит Святой Дух на апостолов во время Пятидесятницы. Примечательно, что в славянском языке эта идея торжества яркого света присутствует в самом слове воскресение. Связь с крестом здесь только видимая. На самом деле корень этого слова восходит к старославянскому «кресало» — приспособление для получения огня, по сути, огниво. Поэтому воскресение — это именно воспламенение к новой жизни. Не случайно одно из величайших чудес православного мира, схождение благодатного огня в Великую Субботу, накануне Пасхи, также связано с пламенем. «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы», — говорит преподобный Серафим Саровский.
Об огне и свете рассуждает сегодня и апостол Павел. По его словам, человек должен находиться в единстве с их источником, то есть, с Богом. Только в этом случае у нас появится возможность двигаться в пространстве этой жизни, не спотыкаясь и набивая себе шишки, будто мы оказались в темной комнате, но идти уверенно, ровно и прямо словно днем по широкой дороге. Иными словами, лишь тот, кто сверяет свою совесть с духовным сиянием Евангелия, может четко видеть, какие поступки наполнят его жизнь и жизнь его близких радостью и миром, а какие могут погрузить его и окружающих во мрак уныния и отчаяния, словно в дурной сон. Поэтому, указывая на пример воскресшего словно птица феникс Спасителя, и обращается апостол к каждому: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
18 июля. Об истории Иконы Божией Матери «Домостроительница»

Сегодня 18 июля. Церковь чтит Икону Божией Матери «Домостроительница».
О её истории — священник Захарий Савельев.
Образ Божией Матери Домостроительницы восходит к X веку. Связано это с примером того, как некий инок, некий святой на горе Афон остался один в своей обители, удалился из этой лавры. И, уже странствуя к другому духовному пристанищу, ему на дороге встретилась женщина. Он удивился, потому что на горе Афон, как мы знаем, не бывает женщин.
Но вместо того чтобы задать ей вопрос, она задала ему вопрос: «Куда ты идёшь?» Он удивился и сказал: «Как ты сюда попала? Женщинам здесь нельзя появляться». На это она ответила, что она Пресвятая Богородица и Матерь Господа, которому он служит. Монах начал дознаваться, точно ли перед ним Пресвятая Владычица Богородица, или же это наваждение бесовское. И Божия Матерь совершила чудо.
Но главное, что этот инок вернулся в обитель, и эта обитель прославилась ещё больше. И по сей день это лавра святого Афанасия. Там нет эконома. Там есть подэконом или помощник эконома, потому что сама эта должность как бы занята Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородица-Домостроительница — Домостроительница нашего спасения, Матерь Господа, ну и самая главная помощница в наших делах, скорбях и сложных обстоятельствах.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июля. О почитании великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Сегодня 18 июля. День памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, убитых большевиками в 1918 году.
О почитании святых — священник Стахий Колотвин.
Подвиг двух сестёр — это подвиг равноценный. Тем не менее, мы смотрим, внимание особенно уделяют великой княгине. Да, такая знатная дама, такая у нее трагедия личная, жизненная. Как она всё организовала, как она, пользуясь своим знатным положением, связями, родством, смогла послужить ближним, заботе о них, наладила социальное служение и в Российской империи, и в Русской церкви, привлекла к нему сотни и тысячи людей.
Но надо понимать, что забывать о преподобномученице Варваре ни в коем случае не стоит, потому что её подвиг мученичества был в чём-то даже выше, потому что она, как человек простого, незнатного происхождения, могла в любой момент оставить свою игуменью, да потрудилась бы, да точно так же помогала бы больным, немощным, много было бы оправданий. Но она выбрала вместе с ней пойти и принять мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июля. О примере служения преподобного Сергия Радонежского для современных христиан

Сегодня 18 июля. Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, отошедшего ко Господу в 1422 году.
О примере служения преподобного Сергия для современных христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Преподобный Сергий — удивительный пример того, как человек, не ставивший перед собой задачу спасения других людей, стал воистину всероссийским батюшкой, который сыграл колоссальную роль для всей России на протяжении её истории: и для Руси сначала, и потом для России, и в современной России продолжает эту роль играть, и при этом не ставил перед собой задачу приводить ко Христу или что-то делать для других людей.
Мне кажется, это такое большое утешение для тех, кто переживает, что он не может совершить каких-то великих деяний. Все великие деяния совершаются, в первую очередь, в сердце самого человека, а дальше уже Господь говорит, что не ставит светильник под спудом, но на свечнике, да будет он светить всем в доме.
Поэтому наша задача — все-таки просветить своё сердце Духом Евангелия, а каково будет наше служение, какие будут наши плоды, это Его дело, Он разберётся.
Все выпуски программы Актуальная тема