
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Иногда сравнивая апостольские и евангельские тексты люди смущаются той конкретикой, которую можно встретить например в посланиях апостола Павла. И действительно, евангельские тексты обращены к самым разным аудиториям. Христос ходил по Иудее и Галилее и обращался к разным людям. При этом, те кто Его слышали далеко не всегда были с ним согласны и тем более не всегда были его учениками. У апостола Павла ситуация часто была совершенно иной. Его послания — это чаще всего письма в те общины, которые он основал, проблемы которых он знал и стремился их по-отечески решить.
Что такое община в глазах мира? Как на нее смотрят светские люди со стороны? Вероятно, воспринимают ее как коллектив, собрание людей, которые увлечены одними ценностями и целями. Конечно, у каждого сообщества или коллектива свои цели и соответственно свои проблемы. Если люди стремятся к прибыли, они будут беспокоиться о прибыли и о том, чтобы все ей способствовало. Но если цель спасение, о чем должен беспокоиться тот, кто к нему стремится?
Как в любом человеческом сообществе, в сообществе христиан возникали споры и конфликты, приводящие к разделениям. Конечно, это всегда неприятно, чем бы люди ни занимались и какие бы цели перед собой ни ставили. Но в христианской общине это не просто неприятно, но недопустимо, потому что спасение, к которому стремятся ученики Христовы зависит от любви, которую они имеют между собой. Если этой любви нет, если люди друг другу не интересны, они могут называться как угодно, но христианами они не будут.
В сегодняшнем чтении очень явно слышится сердечная боль апостола, который находится под стражей, и из заключения пишет своим ученикам и братьям. Он умоляет их поступать достойно звания, в которое они призваны. У каждого человека, независимо от воспитания, образования и всего прочего есть свое видение жизни, свои амбиции, свои цели. И Церковь представляет собой сложный организм, в котором люди, несмотря на все сложности должны научиться совместной жизни в любви.
Призывая их быть христианами, апостол в первую очередь указывает на необходимость смирения, кротости и терпения в общении друг с другом. И если смирение предполагает осознание своего скромного места в мире, без самовозвышения, но и без самоуничижения, то кротость подразумевает не только сдержанность и спокойствие, кроткий — это тот, кто не гордится, но старается соответствовать замыслу Божьему. Наконец, апостол призывает к терпению и снисхождению в общении.
Многие знают, что христиане призваны любить друг друга, но понимают эту любовь по-разному, относятся к окружающим требовательно, ищут своего. Но прежде, чем требовать чего-то от других, стоит понять свою роль в общей жизни, снизойти друг ко другу взаимно. Конечно, это возможно только после серьёзной аскетической работы над собой. Общаясь с братом или сестрой, я должен посмотреть на себя и задать себе вопрос: как я могу с любовью присутствовать в их жизни?", Таков ли я, чтобы мое присутствие было исцеляющим и взаимно обогащало?
В отличие от спорщиков, которые устраивают распри, основываясь лишь на своих амбициях, апостол способен возвыситься над сиюминутным и увидеть общую цель, которая важнее всех разногласий.
Призывая нас увидеть жизни как пространство любви и снисхождения, апостол напоминает, что в этом нам помогает единство веры и надежды, что на этом пути нас поддерживает Бог, если мы стремимся делать общее дело.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема