Еф., 220 зач., II, 4-10.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мало чья жизнь по своей напряженности, трудностям, но, в первую очередь, по конечным итогам может сравниться с жизнью апостола Павла. Несмотря на все нестроения, среди которых он жил, апостол был уверен, что и он сам и все последователи Христа уже оживотворены со Христом, воскрешены с Ним и пребывают «на небесах во Христе Иисусе». Для апостола Павла такие утверждения не были лишь возвышенной фигурой речи. Он действительно так понимал совершенное Христом, он жил, исходя из этого понимания. Нам же своими словами апостол дает представление об основах христианского взгляда на человека, на его реальное состояние, на перспективы, на цель его существования и на спасение.
То, что верующие получают в таинствах Церкви и прежде всего в таинстве крещения, названо апостолом Павлом нашим оживлением из мертвых, спасением, воскресением и дарованием нам места одесную Бога на небесах. Конечно, мы знаем самих себя и свою жизнь, поэтому эти слова могут прозвучать как некое преувеличение, как некий художественный образ, бесконечно далекий от реального положения дел. Но если эти слова понимать не в буквально физическом смысле, а в духовном, то все недоумения снимутся сами собой.
Чтобы осознать то, каким должно быть духовное прочтение этих строк, нам надо вспомнить, что происходит в таинстве крещения. Погружаясь в крещенскую купель, человек умирает со Христом ради новой жизни с Ним. Соответственно, всякий крещеный человек в силу самого факта крещения призван к пребыванию в Иисусе Христе, и, следовательно, к оживлению, воскрешению и вознесению вместе с Ним. Один современный исследователь Нового Завета прокомментировал эти мысли апостола Павла такими словами: «В крещении некогда мертвые по своим грехам стали вновь живыми, но не прежней жизнью, а новым существованием. Они больше не живут в ожидании, что мир даст свой последний печальный ответ на их жизнь, имеющую свое основание в „биологии“, но живут, исходя из опыта, что их жизнь наполнена радостным смыслом предвкушения блаженной вечности и имеет отныне основание в Боге. Поэтому верующие уже имеют свое „место на небе“, хотя они еще живут на этой земле. Все это надо понимать как жизнь в Теле Христовом, которое есть Церковь (Еф. 1:22-23), сфера проявления Божественной спасительной воли. Именно это отмечается в высказывании о том, что Бог нас с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе. Хотя Церковь и в мире, христиане, будучи „во Христе Иисусе“, — уже на небесах».
Из всего этого следует тот вывод, который делает апостол Павел: «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Сам апостол осознал и исполнил свое предназначение самым полным и совершенным образом. Для него слова об уже свершившемся собственном оживлении из мертвых, спасение и воскресении не были лишь возвышенной теорией, он жил так, как предназначен жить каждый христианин, он посвятил свою жизнь добрым делам, к которым призывает и нас — его учеников и последователей.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.