
Анна Тумаркина
Я преподаю на курсах иностранных языков уже много лет. Работаю как с детьми, так и со взрослыми. Тружусь с большим удовольствием, но случаются и не самые приятные, сложные ситуации.
Не так давно ко мне в группу определили ученика из тех, кого мы обычно называем «проблемными». Когда-то он уже обучался у нас, но вынужден был оставить занятия. Причина банальная: крайне непростой характер плюс полное отсутствие желания учиться. Типичная ситуация для средней школы, вот только мы — не школа, да и не удерживаем никого насильно.
Прошло время, и наш уже бывший студент захотел вернуться. А я должна была стать его новым преподавателем.
Когда мне объявили об этом по телефону, я находилась дома, в компании сына. Сын тоже когда-то занимался у нас и моего будущего ученика знал лично. Рассказала ему о том, кто теперь будет учиться в одной из моих групп. Сын искренне обеспокоился:
— Мам, знаешь, если он тебе будет срывать урок, может быть, я приеду и разберусь?
Я почувствовала его желание вступить в бой и тут же начала отговаривать:
— Ну что ты, что ты, я справлюсь, всё будет хорошо, и никто ничего не сорвет...
— Мама, — ребёнок был очень серьёзен, — Я его хорошо знаю и не хочу, чтобы он тебя обижал. Ты не должна пострадать!
Так и сказал — пострадать! Сын готов был за меня заступиться. А я почувствовала, что это хоть и приятно, но не правильно в данной ситуации.
Ко мне пришел новый ученик, а не противник. Педагог не должен входить в учебную аудиторию как на казнь или как на боксёрский ринг. Это не верный настрой. И его нужно было изменить и в моих ощущениях, и в душе моего сына. Я обратилась к своему маленькому защитнику:
— Давай лучше сделаем так: когда у меня начнется урок, ты станешь за меня молиться.
Ребенок серьёзно ответил:
— Обязательно.
На следующий день я не на шутку разволновалась. Трижды перекрестилась, прежде чем войти в собственный класс задолго до начала занятий. Отправила сыну сообщение по телефону: «Прошу молитв». Ответ был предельно лаконичен: «Молимся». Через некоторое время начался урок.
Вопреки ожиданиям, мой новый ученик не показался тяжёлым или проблемным. Отнюдь не примерный мальчик, но и не страшный сон педагога. Уставший человек, не слишком усидчивый, но в целом ничего пугающего.
Конечно же, я молилась. Молился и сын. И по мере того, как мы вместе молились, рождалась твердая установка: ко мне в класс пришла не напасть и не проблема, ко мне пришёл человек, личность. А личность всегда достойна любви и уважения. Человек — самое парадоксальное и сложное творение Божие. Но у Бога не бывает брака на производстве. Моя задача — не убегать и не обороняться от вновь пришедшего, а помочь ему. И я справлюсь.
Позже я узнала, что моему новому студенту понравилось заниматься в нашей группе. Как же я была рада! Мысленно поблагодарила Господа. И от всей души поблагодарила сына. Он ведь искренне хотел, чтобы у меня было всё хорошо. Был готов прийти на помощь. И выбрал для этого самый лучший способ — молитву.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.