
Анна Тумаркина
Я преподаю на курсах иностранных языков уже много лет. Работаю как с детьми, так и со взрослыми. Тружусь с большим удовольствием, но случаются и не самые приятные, сложные ситуации.
Не так давно ко мне в группу определили ученика из тех, кого мы обычно называем «проблемными». Когда-то он уже обучался у нас, но вынужден был оставить занятия. Причина банальная: крайне непростой характер плюс полное отсутствие желания учиться. Типичная ситуация для средней школы, вот только мы — не школа, да и не удерживаем никого насильно.
Прошло время, и наш уже бывший студент захотел вернуться. А я должна была стать его новым преподавателем.
Когда мне объявили об этом по телефону, я находилась дома, в компании сына. Сын тоже когда-то занимался у нас и моего будущего ученика знал лично. Рассказала ему о том, кто теперь будет учиться в одной из моих групп. Сын искренне обеспокоился:
— Мам, знаешь, если он тебе будет срывать урок, может быть, я приеду и разберусь?
Я почувствовала его желание вступить в бой и тут же начала отговаривать:
— Ну что ты, что ты, я справлюсь, всё будет хорошо, и никто ничего не сорвет...
— Мама, — ребёнок был очень серьёзен, — Я его хорошо знаю и не хочу, чтобы он тебя обижал. Ты не должна пострадать!
Так и сказал — пострадать! Сын готов был за меня заступиться. А я почувствовала, что это хоть и приятно, но не правильно в данной ситуации.
Ко мне пришел новый ученик, а не противник. Педагог не должен входить в учебную аудиторию как на казнь или как на боксёрский ринг. Это не верный настрой. И его нужно было изменить и в моих ощущениях, и в душе моего сына. Я обратилась к своему маленькому защитнику:
— Давай лучше сделаем так: когда у меня начнется урок, ты станешь за меня молиться.
Ребенок серьёзно ответил:
— Обязательно.
На следующий день я не на шутку разволновалась. Трижды перекрестилась, прежде чем войти в собственный класс задолго до начала занятий. Отправила сыну сообщение по телефону: «Прошу молитв». Ответ был предельно лаконичен: «Молимся». Через некоторое время начался урок.
Вопреки ожиданиям, мой новый ученик не показался тяжёлым или проблемным. Отнюдь не примерный мальчик, но и не страшный сон педагога. Уставший человек, не слишком усидчивый, но в целом ничего пугающего.
Конечно же, я молилась. Молился и сын. И по мере того, как мы вместе молились, рождалась твердая установка: ко мне в класс пришла не напасть и не проблема, ко мне пришёл человек, личность. А личность всегда достойна любви и уважения. Человек — самое парадоксальное и сложное творение Божие. Но у Бога не бывает брака на производстве. Моя задача — не убегать и не обороняться от вновь пришедшего, а помочь ему. И я справлюсь.
Позже я узнала, что моему новому студенту понравилось заниматься в нашей группе. Как же я была рада! Мысленно поблагодарила Господа. И от всей души поблагодарила сына. Он ведь искренне хотел, чтобы у меня было всё хорошо. Был готов прийти на помощь. И выбрал для этого самый лучший способ — молитву.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер