Павел Деменьтев из Москвы — участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис» (при поддержке Фонда президентских грантов). Молодой человек занимается восстановлением церкви Воздвижения Креста Господня в Тверской области.
«Я с детства неоднократно слышал про деревню Пожарьё, родину моего святого предка — священномученика Иоанна, и мечтал однажды возродить церковь, в которой он служил. В 1937 году отца Иоанна расстреляли, а церковь разорили...», — рассказывает Павел.
Молодой человек уже много лет интересуется сохранением святынь и участвует в разных волонтёрских поездках, связанных с помощью храмам и монастырям. И сейчас он трудится над тем, чтобы вернуть к жизни церковь, тесно связанную с историей его семьи.
«Мне очень пригодились рекомендации профессионалов из фонда „Белый ирис“. От них я подробно узнал, что необходимо для спасения храма и с чего начать в первую очередь. Прежде всего важно законсервировать здание, чтобы оно перестало разрушаться. А затем можно приступать к реставрации», — рассказывает Павел Дементьев.
«Не опускать руки в трудные моменты мне помогает поддержка близких и друзей. А ещё выручают советы и помощь священника Андрея Швецова из посёлка Сандово. Он приезжает в Пожарьё служить молебны, нашёл рабочих, которые соорудили на храме новую кровлю. Также в возрождении церкви участвуют и сами жители деревни — по мере сил помогают деньгами и делами», — продолжает Павел.
Ещё одна из главных задач для молодого человека — со временем наладить здесь активную приходскую жизнь.
Вы можете присоединиться к возрождению храма Воздвижения Креста Господня в Тверской области. Для этого, свяжитесь с Павлом Дементьевым: 8 910 452 43 64
Либо поддержите святыни в других регионах страны. Узнать о том, как помогать храмам можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Здрасть, спс». Что мы сокращаем и зачем
Не удивляйтесь. Сегодня мы поговорим о сокращениях в письменной речи, а точнее, в интернет-общении и телефонных сообщениях.
Сокращение слов именно в переписке появилось с зарождением телеграфа, когда плату за послание брали пословно, а не побуквенно. Поэтому выгодно было писать меньше слов, сокращая их так, чтобы можно было восстановить смысл. Например, во время Первой мировой войны появились слова «командарм» (командующий армией) или «наштакор» (начальник штаба корпуса) — одно слово вместо трёх!
По этой же причине наши мамы и папы писали в телеграммах «поздравляю днём рождения», не желая платить лишние деньги за предлоги.
Сами по себе сокращения — это вполне естественное языковое явление, вспомним аббревиатуры, например, МГУ или ВДНХ. Но в наше время сокращения слов в основном популярны в интернет-переписке или в телефонных сообщениях, и продиктовано это вовсе не экономией финансов и не экономией места на странице, а экономией времени.
В стремительном ритме общения, когда человек одновременно может писать комментарий в соцсетях, общаться в мессенджере и договариваться с друзьями по смс — без сокращений трудно обойтись.
Как же относиться к этим «КМК» (как мне кажется), «ДР» (день рождения) и «СПС» (спасибо). Думаю, это реальность нашего времени, которую стоит принять. Не нужно бояться, что сокращения как-то испортят наш язык, ведь они употребляются в узкой сфере интернет-переписки и не используются, к примеру, в литературе или научных трудах. Лично я иногда употребляю сокращения в чатах или смс. Но, разумеется, только с теми людьми, которые это понимают и сами используют.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Деньги на бочку» и другие морские выражения
Многие из нас в детстве читали книги о морских сражениях, доблестных моряках и пиратах. И до сих пор в памяти остались такие выражения, как «право руля», «отдать паруса», «свистать всех наверх» и прочие колоритные фразы. Морские термины и выражения продолжают существовать в обычной повседневной речи, став фразеологизмами. Например, мы говорим «держаться курса», «нестись на всех парусах». Желаем кому-то «семь футов под килем» или «попутного ветра». Как же в нашей сухопутной жизни появились эти речевые формулы, ведь большинство из нас не моряки?
А вот как. Выражение становится крылатым, если со временем его исконное значение приобретает переносный смысл.
Распространенным является мнение, что морские слова и выражения пришли к нам в эпоху царя Петра I, когда в Россию прибыло много профессиональных моряков, корабелов, фабрикантов из Европы. Однако первые термины пришли к нам еще в X-XI веках из Византии, с которой у нас были тесные связи. Слова парус, якорь, корабль — греческого происхождения.
А начиная уже с Петровской эпохи, появились голландские и английские слова: руль, аврал, компас и другие.
Прошло время, и многие морские выражения стали фразеологизмами:
Держи нос по ветру;
Мелко плаваешь;
Остаться за бортом;
Быть на мели;
Взять на буксир;
Прибыть в тихую гавань.
А еще есть отличные пословицы:
«Не спи, моряк, проспишь путину». Или: «Как корабль назовёшь, так он и поплывет».
Эти выражения делают нашу речь колоритной, добавляют немного морской соли в разговор и надувают паруса хорошей беседы.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как разговаривать с насмешливыми людьми, если вас это раздражает?
Умение эффектно и остроумно говорить — ценное качество. В любой компании рады хорошему рассказчику и весельчаку. Но бывает и так, что наш собеседник слишком насмешлив, не пропустит повода, чтобы не подшутить над ситуацией или человеком. Такая манера общения не только бывает обидна для окружающих, но и заставляет смотреть на мир однобоко — глазами критика. К тому же чрезмерная насмешливость отвлекает внимание от сути беседы, а зачастую снижает уровень разговора. Например, вы хотели поговорить на важную тему, затронуть глубокие смыслы — а вам в ответ: «Ты что такой серьёзный? Не позавтракал?»
Зачастую за подобными насмешливыми словами человек скрывает неуверенность, нежелание углубляться в беседу, а иногда и попытку доминировать. Что же делать, если вам приходится общаться с насмешником?
Совет первый: спокойно пропускайте якобы «искромётные» шутки и продолжайте свою линию разговора. Через некоторое время ваш собеседник поймёт, что нужно изменить тактику.
Совет второй: отвечайте, давая альтернативную оценку ситуации. Например, ваш собеседник иронично высказался о вашей новой машине. Скажите в ответ: да, недостатки есть, но зато она очень нравится моей маме.
Совет третий: скажите в лицо, что вас не устраивает такой формат общения. Пусть собеседник поймёт, что его язвительные слова — это вариант осуждения и вам это кажется неприемлемым.
Хотелось бы, чтобы насмешники поняли, что выбранный ими формат общения может даже испортить жизнь. Вспомним жену царя Давида, Мелхолу, которая уничижила его в сердце своём. Она посмеялась над самым дорогим для него — любовью к Богу — и навсегда потеряла уважение супруга.
Давайте постараемся сдабривать наше общение приятной шуткой, а не насмешкой и, главное, будем отличать одно от другого.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова