- А как нужно называть местных темнокожих? - спрашиваю я знакомого француза.
- А зачем тебе? - подозрительно интересуется он.
- Ну вот неграми их называть нельзя, они обижаются. Ну и поскольку они большей частью ребята накачанные и агрессивные, могут и в драку полезть за такие слова. А как их называть? Афрофранцузы?
- Нет, конечно. Можно их называть "черные" (по-французски "noir"). Но вообще лучше их никак не называть...
Современное общество, в своем стремлении соблюсти никого не обидеть и не задеть ничьи чувства, на мой взгляд, немного зашло в тупик. Под предлогом своих нежных и легко задеваемых чувств различными борцами за справедливость сегодня переписывается Евангелие и другие книги, в которых определенные категории людей называются не так, как того требует современная политкорректность. Причем эти требования все время меняются. Сегодня нельзя задевать чувства темнокожих, завтра лиц арабского происхождения, послезавтра - женщин и лиц нетрадиционной ориентации... Целые тома различных трудов пишутся на тему того, как следует выражаться и называть правильно те или иные явления или категории людей.
Несомненно, в этой самой политкорректности есть свое рациональное зерно. Только к сожалению, оно как обычно потерялось в интенсивных баталиях и манифестациях со стороны тех, у кого есть время и средства защищать свои интересы и продавливать свои правила.
Действительно, есть слова, которые в силу исторических причин неприятно и даже оскорбительно слышать для тех или иных народов или других категорий людей. Например, называть словом "жид", которое абсолютно нормально употребляется в произведениях Гоголя или Бунина, сегодня, после всего что произошло в отношении еврейского народа в 20м веке, будет не по-человечески. Или, например, оскорблением воспринимают название "вотяки" удмурты, хотя прежде это было обиходное слово для этого народа. Впрочем, вы и сами знаете такие примеры - их очень много.
Но есть такие же неприятные слова, о которых мало кто знает, что они неподходящие для обозначения данного явления. Например, многие ли из нас знают, что глухие не любят, когда их называют глухонемыми? Потому что чаще всего глухие умеют говорить: даже если не обычными словами, то уж точно на жестовом языке. Пускай для обычных слышащих это бестолковое размахивание руками, для глухих это свой собственный вид коммуникации, и их никак нельзя назвать немыми.
Сложно сказать, где должна проходить грань между требованиями запретить то или иное неполиткорректное определение и реальным его запретом. Мне кажется, во всем нужно искать золотую середину, руководствуясь здравым смыслом. Главным критерием, который необходимо учитывать, на мой взгляд, должно быть реальное желание не обидеть людей этой категории или этого народа. А не стремление избежать проблем с особо горластыми или склонными к агрессивной защите своих мнимо нежных чувств людьми.
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема











