Чем славится Париж? Столица Франции ассоциируется у нас с модой, романтикой. Символом Парижа, конечно, является сегодня Эйфелева башня. Но так было не всегда. Когда-то Париж был настоящей религиозной столицей Европы. Все дело в том, что начиная с 13 века во французской столице хранится величайшая христианская святыня — Терновый венец Иисуса Христа.
Как вы, наверное, помните — перед казнью Спасителя на Кресте римские солдаты издевались над Ним. Они надели на голову Христа венец, сплетенный из колючих веток. Этот венец был на Спасителе во время Его кончины. После Воскресения Христа все предметы, связанные со Его страданиями и смертью (гробовые пелены, гвозди, которыми Его прибили ко Кресту, упомянутый венец), были учениками Спасителя собраны и сохранены.
Терновый венец первоначально хранился в Иерусалиме, а затем был перевезен в Константинополь. В 1204 году столицу Византии захватили крестоносцы. Их предводитель Балдуин II, желая получить денег у венецианцев, заложил Терновый венец в один из их банков. Выкупить великую святыню ему не удалось. Его опередил король Франции Людовик 9.
В августе 1238 года Терновый венец прибыл во Францию. Король лично встречал реликвию за 40 км от Парижа, а затем, сняв обувь, в одежде простолюдина сопровождал ее в город. Для хранения венца Людовик построил в Париже храм Сент Шапель – Святую часовню.
Во время Французской революции Сент-Шапель была закрыта, а ее святыня была изъята государством. В 1806 году Терновый венец вернули Церкви. Запаянный в особую стеклянную капсулу, по приказу Наполеона он был размещен в Соборе Парижской Богоматери, знаменитом «Нотр-Дам де Пари», где находится до сих пор.
В настоящее время за сохранность тернового венца отвечают рыцари римско-католического Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Именно они, посвященные в рыцарское звание мужчины и женщины, всякий раз сопровождают священника, выносящего святыню из сокровищницы собора, в 15.00 каждую первую пятницу месяца, а также в Страстную пятницу – день, когда Церковь вспоминает распятие Христа.
Надо сказать, желающих поклониться святыне — очень много. К общей христианской святыне хотят прикоснуться и католики, и православные. Вместе с Терновым венцом рыцари выносят также частицу Креста Господня и один из гвоздей, которыми Спаситель был прибит к крестному древу.
Если вам удастся попасть к этим великим святыням, вы наверняка заметите, что на Терновом венце нет больше колючек. Дело в том, что по приказу упомянутого уже Людовика 9 шипы были срезаны и отправлены по одному в разные храмы Франции. Некоторые из шипов сохранились до наших дней.
В 2007 году у Тернового венца молился Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Благодаря за возможность поклониться святыне, он подарил собору Нотр-Дам де Пари икону Владимирской Богоматери, которая теперь висит на одной из стен этого храма. Так общее для православных и католиков почтение к Терновому венцу Спасителя получило свой видимый символ.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о великой христианской святыне — Терновом венце Иисуса Христа, который хранится в Соборе Парижской Богоматери.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер