
Мира Муромская
Честно сказать, к бездомным я всегда относилась без особой любви. Никогда им не помогала, мне было даже не приятно к ним подходить. На выходах из метро часто они встречаются. Я старалась таких людей стороной.
Однажды девушка из храма предложила мне пойти их покормить.
— Не хочу им помогать, они все деньги тратят на алкоголь — сказала я, намереваясь отказаться.
— Это не совсем так — возразила эта девушка. Каждый из них попал в трудную жизненную ситуацию.
— Ой да сами они во всем виноваты, вели разбитной образ жизни вот и оказались на дне. — Я была в этом убеждена!
— Но ведь это не повод им не помогать!? — услышала я в ответ.
Я еще долго объясняла, что нет у меня желания с этими людьми контактировать. Как только представлю, эти безжизненные глаза, этот невыносимый запах. Пропитые лица, грубые слова. Мне сразу хочется отгородиться. Но в какой-то момент я сдалась. И решила идти. Внутри себя слышала робкий голос — иди.
Когда мы подошли к вокзалу, уже была длинная очередь. Никто не толкался, не набивал карманы. А наоборот отказывался от добавки, аргументируя тем, что очередь не маленькая. И если возьмёт вторую порцию, то только после всех. Я раздавала хлеб и чеснок. Бездомные заглядывали мне в глаза и говорили спасибо. Но это было не просто дежурное спасибо, я такой благодарности не слышала никогда. Я еле сдерживала слезы. Решила, что обязательно приеду сюда ещё.
Самое любимое у бездомных — это чеснок и сладости. Чеснок как антисептик и лекарство. А конфеты — радость. Я покупала сладости пакетами и по 6/7 кг чеснока. Меня даже в магазине один раз спросили на кассе:
— Куда вам столько чеснока?
Я посмеялась с кассиром, но правду не сказала. Тогда еще не готова была рассказывать, куда хожу. Неловкость оставалась.
Мои встречи с бездомными стали регулярными — несколько раз в месяц, Они рассказывали мне свои истории. Многих выгнали родственники на улицу. Просто, потому что, стало тесно в квартире и они посчитали, что бабушку можно выгнать скитаться. А эта бабушка, видом совсем не бабушка, а красивая женщина. Одета со вкусом. Даже чем-то мне напомнила парижанку. Как сейчас помню. У нее был такой красивый беретик и пальто.
Кто-то приехал на заработки из другой страны. У него украли все вещи, отняли документы, не заплатили на работе и человек остался на улице.
Я в корне поменяла свое отношение к таким людям. Да, есть конечно те, кто и сам докатился до нищенствования. Но таких, на мое удивление, оказалось немного.
Однажды на новый год мы устроили им большой праздник. Готовили салаты, тортики. Был и Дед Мороз, и Снегурочка. Устроили конкурсы с подарками. У одного бездомного оказалась гитара, он посвящал все песни организаторам. А еще в знак благодарности они сами подарили нам подарки. Наверное, из последнего, что у них было. Мне достались конфеты. Той девушке из Храма — мягкие игрушки. Я до сих пор помню глаза несчастных людей с вокзала. В тот Новый год — не несчастные. В них тогда мелькнула искра жизни, радости и надежды. Я радовалась. Это, наверное, был для меня главный подарок.
Автор: Мира Муромская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер