Насколько же сильны в нашей жизни стереотипы! Вот конкретный пример. Когда мы упоминаем Чехию, о чем к нам в голову приходит первая мысль? Правильно — об одном известном напитке, о целебных водах и о том, что была когда-то такая страна «Чехословакия». Редко кто, к сожалению, знает, что именно благодаря чешской земле славянские народы приняли Православие. И что именно в Чехии жила первая православная мученица, носившая красивое женское имя — Людмила.
Княгиня Людмила жила на рубеже девятого-десятого веков и стала первой христианкой, управлявшей Чехией. Как повествует летопись, крещение она приняла от святого Мефодия, который вместе со своим братом, тоже святым, Кириллом, принесли христианство славянам и дали им письменность.
Вера княгини Людмилы была настолько крепкой, что благодаря ее примеру христианами стали и ее сыновья, и многие представители чешской знати. Христианство активно распространялось по всей чешской земле. Тем не менее, язычество не сразу утратило свои позиции. Убежденной язычницей была, в частности, невестка Людмилы - Драгомира. Она была крайне возмущена тем, что княгиня пытается воспитывать ее детей в христианском духе.
Желая отстранить святую Людмилу от власти, Драгомира организовала покушение. Княгиня была убита в своих покоях ночью во время молитвы. Убийцы-язычники задушили ее шалью, которой была покрыта голова праведной женщины. Так шаль княгини Людмилы стала символом верности Богу. А православные славянки, подражая мученице, тоже стали носить шали, особенно в храме во время богослужения.
Фактически сразу после похорон у гробницы Людмилы стали происходить чудеса. Ее признали святой, а останки княгини перенесли в храм святого Георгия в центре Праги.
Когда-то у могилы святой Людмилы молились толпы людей. Сегодня всё, к сожалению, иначе. Религиозный дух чехов ослаб — теперь это официально самый атеистически настроенный народ в Европе. Чехи-католики про святую Людмилу фактически забыли. А православных к ее гробнице пускают только раз в году — в день ее памяти 29 сентября. Причина — храм святого Георгия и находящаяся в нем часовня княгини превращены в музей, руководство которого опасается как бы паломники не нанесли вред внешнему виду гробницы святой.
Тем не менее, из года в год количество желающих почтить святую Людмилу не только не уменьшается, но даже увеличивается. Туда съезжаются православные со всех регионов Чехии и Словакии. Но основную массу паломников составляют жители России, Украины и Белоруссии, многие из которых носят популярное в наших странах красивое имя Людмила.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о почитании Православной Церковью святой княгини Людмилы Чешской.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.