Насколько же сильны в нашей жизни стереотипы! Вот конкретный пример. Когда мы упоминаем Чехию, о чем к нам в голову приходит первая мысль? Правильно — об одном известном напитке, о целебных водах и о том, что была когда-то такая страна «Чехословакия». Редко кто, к сожалению, знает, что именно благодаря чешской земле славянские народы приняли Православие. И что именно в Чехии жила первая православная мученица, носившая красивое женское имя — Людмила.
Княгиня Людмила жила на рубеже девятого-десятого веков и стала первой христианкой, управлявшей Чехией. Как повествует летопись, крещение она приняла от святого Мефодия, который вместе со своим братом, тоже святым, Кириллом, принесли христианство славянам и дали им письменность.
Вера княгини Людмилы была настолько крепкой, что благодаря ее примеру христианами стали и ее сыновья, и многие представители чешской знати. Христианство активно распространялось по всей чешской земле. Тем не менее, язычество не сразу утратило свои позиции. Убежденной язычницей была, в частности, невестка Людмилы - Драгомира. Она была крайне возмущена тем, что княгиня пытается воспитывать ее детей в христианском духе.
Желая отстранить святую Людмилу от власти, Драгомира организовала покушение. Княгиня была убита в своих покоях ночью во время молитвы. Убийцы-язычники задушили ее шалью, которой была покрыта голова праведной женщины. Так шаль княгини Людмилы стала символом верности Богу. А православные славянки, подражая мученице, тоже стали носить шали, особенно в храме во время богослужения.
Фактически сразу после похорон у гробницы Людмилы стали происходить чудеса. Ее признали святой, а останки княгини перенесли в храм святого Георгия в центре Праги.
Когда-то у могилы святой Людмилы молились толпы людей. Сегодня всё, к сожалению, иначе. Религиозный дух чехов ослаб — теперь это официально самый атеистически настроенный народ в Европе. Чехи-католики про святую Людмилу фактически забыли. А православных к ее гробнице пускают только раз в году — в день ее памяти 29 сентября. Причина — храм святого Георгия и находящаяся в нем часовня княгини превращены в музей, руководство которого опасается как бы паломники не нанесли вред внешнему виду гробницы святой.
Тем не менее, из года в год количество желающих почтить святую Людмилу не только не уменьшается, но даже увеличивается. Туда съезжаются православные со всех регионов Чехии и Словакии. Но основную массу паломников составляют жители России, Украины и Белоруссии, многие из которых носят популярное в наших странах красивое имя Людмила.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о почитании Православной Церковью святой княгини Людмилы Чешской.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема