Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Вселенная Православия

Почему в балканских монастырях перед службой стучат в деревянные била

Почему в балканских монастырях перед службой стучат в деревянные била


Если вдруг окажетесь в каком-нибудь монастыре на Балканах, сможете познакомиться с одной очень интересной традицией тамошних мест. Утро во многих сербских, греческих и болгарских монастырях начинается с того, что по территории по обители ходит монах, стучащий молотком по особой длинной доске. Называется эта доска «билом». «Било» — потому что по ней бьют.

Монах стучит по билу не просто так. Стуком он пробуждает прочих монахов и паломников и зовет их на богослужение. По деревянным билам в некоторых греческих монастырях стучат и в дни больших церковных праздников, сочетая этот стук со звоном колоколов.

В свое время мне стало очень интересно — откуда взялась такая традиция стучать по деревянной палке перед богослужением и в прочие случаи. Причина появления била имеет свои корни, как и многие другие балканские традиции, в турецком прошлом балканских государств.

В 15 веке Греция, Сербия и все Балканы попали под власть Османской империи. Турки-османы стали уничтожать православные традиции захваченных стран. Многие монастыри и храмы были разрушены. А те, что остались, были лишены колоколов. Колокола вызывали у турок суеверный страх, поскольку мусульмане в те годы верили, что колокольный звон беспокоит души умерших. Была и более рациональная причина изъятия колоколов. Такая же, которой руководствовался Петр Первый, отбирая колокола у русских храмов и монастырей в 18 веке. Колокольный металл шел на изготовление пушек. В 20 веке колокола стали жертвой коммунистов. Трудно посчитать, сколько их было уничтожено в России в годы советской власти.

В итоге абсолютное большинство православных балканских храмов и монастырей остались без колоколов. Возникла проблема — как без колоколов оповещать оставшихся в живых православных христиан о начале богослужения? В результате был найден способ — использовать для этого деревянные била, стук по которым заменил собой колокольный звон. Выглядело все это, безусловно, менее выразительно и не так величественно, но иного выхода просто не было.

На самом деле, православные, оказавшиеся под турецким владычеством, деревянного била не изобретали, а просто о нем вспомнили. Церковь не всегда благоденствовала. Были в ее истории тяжелые времена гонений и лишений. В те годы, когда христиане в Римской империи были гонимы язычниками, деревянные била использовались в монастырях Египта. Это было в третьем веке по Рождестве Христовом. Так сложилось, что через тысячу с лишним лет христианам вновь пришлось о деревянных билах вспомнить.

Можно спросить — а почему же сейчас, когда турецкое владычество закончилось, в балканских монастырях по-прежнему используются деревянные била. Ведь теперь и колокола имеются, и можно в них звонить. Ответ на этот вопрос дал мне один греческий монах. Православные на Балканах продолжают стучать в деревянные била для того, чтобы люди не забывали о годах турецкого плена и понимали — сегодня Церковь может благоденствовать, а завтра все может измениться. И люди должны быть к этому готовы.


Все выпуски программы Вселенная православия

Вера

Последние записи

Пасхальные традиции Румынии

Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху,…

08.05.2024

«Волшебные мгновения»

Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать…

08.05.2024

8 мая. О любви Господа к распявшим Его

Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что…

08.05.2024

8 мая. О Пасхальной радости

Сегодня 8 мая. Светлая среда. О Пасхальной радости, — протоиерей Андрей Ефанов.

08.05.2024

8 мая. Об апостольской проповеди

Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и Евангелиста Марка. Об апостольской проповеди, — священник Алексий Долгов.

08.05.2024

This website uses cookies.