
Постоянно я что-то планирую, пишу списки дел. Со школьных лет буквально. Списки на завтра, с вечера, важные дела и не очень, даже помечаю их специальными значками: что-то надо успеть непременно, а что-то — по остаточному принципу... И, сколько помню, всё корю себя за неуспеваемость. А точнее — за импровизации. Потому что часто делаю не главное, но интересное, а казавшееся ещё вчера главным спокойно отодвигается на неделю, ведь появляются новые обстоятельства. И снова я себя ругаю за неорганизованность, или горюю, что в сутках всего 24 часа, и прошу Бога мне посодействовать.
А бывает, что все мои планы так и остаются на бумаге, хотя я и стараюсь, и Господа с утра о помощи прошу... И ничего же вроде плохого делать не собиралась, так почему же весь день насмарку? Планировала закончить редактирование статьи, но перебои с электричеством помешали нормальной работе компьютера. Поехала на почту, но застряла в пробке и явилась как раз к обеденному перерыву, пришлось полтора часа ждать, гулять неподалёку... А вечером хотела лечь пораньше и почитать перед сном, но муж принёс откуда-то свежей рыбы, купил у рыбака, и опять импровизации: чистить в четыре руки, так быстрее, жарить...
За ужином разговорились, я посетовала на свой неудачный день. А муж возразил: «Твои неудачи — сущие пустяки. А ты иначе глянь, что реально произошло и что ты делала! Разве это было плохо?»
И действительно. Намеченная редактура перенесена на завтра, но зато в квартире чистота: я убралась, да ещё попутно написала стихотворение. А когда автобус стоял в пробке, я познакомилась с симпатичной семейной парой из Владивостока и рассказывала им о древних святынях нашего города, помогала выстроить туристический маршрут с пользой для души.
А когда на почте был перерыв, сходила в храм, что неподалёку. Поставила свечку, помолилась. Купила в свечной лавке небольшой подарок крестнице...
Всё это совершенно не входило в мои планы, но случился большой хороший день. И слава Богу!
Ведь и у Господа Свои планы на каждого из нас. И все они сводятся к тому, чтобы мы служили Ему каждым шагом, каждым дыханием, чтобы ни секунды нашей жизни не проводили мы в суете, забыв о Боге. Он всех нас к Себе привести желает — ради нас же.
Есть замечательные слова в тексте ежедневной молитвы святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею...»
Я читаю — «рабе Твоей».
Вверять себя Богу и жить, всё делая ради Него, не забывать о Нём — это и есть главное. Ему принадлежать, а не суровому списку, что написала с вечера. Стараясь, конечно, следовать намеченному, как же иначе.
Дела могут и не получиться по разным причинам, но мы не знаем, когда окончится земной путь каждого из нас, и потому важнее всего — состояние души, а не галочки в блокноте.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема