Почти шестьдесят лет прожили вместе Пётр Капица и Анна Крылова. У них были удивительные отношения, основой которых стало полное доверие. Пока Капица делал научные открытия, Крылова - личные.
Счастливая жизнь молодого физика Петра Капицы была разрушена в 1918 году. От гриппа умерли его жена и двое детей. От полного отчаяния Петра спас академик Иоффе. Он включил Капицу в состав группы, отправленной за границу устанавливать научные связи между Западом и Советской Россией. Пётр начал работать в Кембридже. Попав по случаю в Париж, он познакомился с русской эмигранткой – художницей Анной Крыловой. Аня показывала Петру город, водила его в кино и музеи. Капица озорничал как ребёнок. Он мог, например, залезть на фонарный столб и при этом его интересовала реакция Ани. А она вела себя так, как будто в Париже каждый день по столбам лазают знаменитые физики, не возмущалась, не читала нотаций и Петру это очень нравилось.
Аня мечтала о поездке в Англию. «Птица-Капица», как называла его девушка, обещал опекать её в незнакомой стране. Аня приехала, и молодые люди повторили парижский сценарий: музеи, прогулки и разговоры без конца. Аня записывала в дневнике: «Очень умный. Тягаться трудно». Потом он провожал её на вокзал. Аня стояла у окна вагона, он на перроне. Она увидела его грустную одинокую фигуру и вдруг поняла: этот человек стал ей очень дорог. Видимо, он почувствовал то же самое, потому что примчался в Париж чуть ли не на следующий день. Но всё никак не решался сделать Ане предложение. Она взяла инициативу в свои руки: «Я считаю, что мы должны пожениться». Пётр страшно обрадовался. Они обвенчались в русской церкви и уехали в свадебное путешествие. Но уже через несколько дней Пётр сказал, что ему хочется в Кембридж. Аня сделала очередное открытие: главное для мужа – работа. А жене нужно с этим смириться и не устраивать скандалов. В Англии у супругов родились сыновья Сергей и Андрей. В жизни семьи всё складывалось прекрасно: любовь, дети, дом и лаборатория, подаренная Петру Кембриджем.
В 1934 году Пётр Леонидович приехал в Советский Союз навестить родных. Обратно его уже не выпустили, объяснив, что он нужен своей стране. Аня с детьми осталась в Кембридже. Тосковала, писала мужу: «Дорогой мой зверочек! Я тебя люблю ужасно. И нет у меня слов, чтобы ты это понял. Но ты знай это и всегда помни». Аня не хотела мириться с тем, что мужа держат в России. Она обращалась за помощью к разным учёным. Те просили советское правительство отпустить Капицу обратно. Не отпустили. Напротив, специально для него создали Институт физических проблем. Аня подняла шумиху в западной прессе. И это не помогло. Тогда Анна с сыновьями переехала в Москву.
Капица успешно работал. На него сыпались премии, он стал Героем Социалистического труда. Власть его не трогала, несмотря на то, что Пётр Леонидович писал письма Сталину, защищая своих коллег. Опала началась позже, когда Капица отказался заниматься атомной бомбой. Его тут же уволили из института. Состояние учёного было ужасным. Казалось, что всё потеряно. Но присутствия духа Пётр Леонидович не терял. Создал на даче, как сам говорил, «избу физических проблем» и продолжал делать опыты. Считая, что обязан содержать семью, своими руками мастерил мебель, поскольку всю обстановку в доме конфисковали. А Анна Алексеевна хозяйничала: завела огород, кур, топила печи. Она всегда придерживалась того мнения, что мужчина должен уметь принимать решения. И как бы ни боялась за супруга, никогда его не осуждала. Старалась быть прочной опорой. Всю свою жизнь подчинила одной задаче: сделать всё для того, чтобы Капица мог работать.
После смерти Сталина Петру Леонидовичу вернули его институт. Снова посыпались награды и премии. В том числе Нобелевская. Деньгами Капица распорядился просто: обеспечил внуков квартирами, а себе купил машину.
Когда с ним случился инсульт, Анна Алексеевна две недели вместе с врачами боролась за жизнь супруга. Он умер, так и не приходя в сознание. Через три дня Анну Алексеевну сразил инфаркт. Она была очень сильной женщиной, но не понимала, как ей жить без мужа, что делать. Мир, который она строила 57 лет, рухнул. Но оставался архив супруга, и она занялась им. А потом создала музей Капицы. Кроме неё эту работу сделать не мог никто.
Пётр Капица и Анна Крылова были необходимы друг другу. И абсолютно друг в друге уверены. В том, что никто из них никогда не предаст. Даже в самые страшные годы они выжили, потому что были вместе. И это сделало их жизнь счастливой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер