Жил в давние времена на земле один царь. И захотелось ему однажды узнать, как живут его подданные. Переоделся царь простым странником и отправился в путь. Много интересного увидел он по дороге, но одно ему запомнилось больше всего.
Однажды царь утомился и присел отдохнуть под деревом. Смотрит — а рядом бродячий музыкант сидит. Вдруг этот нищий поднял голову к небу и запел. И настолько эта песня была прекрасна, что царь даже заплакал от умиления. Слушая эту песню, хотелось быть лучше, милосерднее, совершать добрые дела, всем помогать...
Долго не мог забыть царь песню нищего певца и размышлял по дороге: «Почему же ни один мой придворный музыкант не умеет петь такие сладкие песни? Каждому из них я плачу чистым золотом, они беззаботно живут в моём дворце и могут целыми днями распеваться. А нищий музыкант целыми днями бродит по дорогам, зарабатывая себе на пропитание, но именно от его песни растаяло моё сердце. В чём же здесь секрет?»
Вернувшись во дворец, царь позвал своего советника и спросил, в чём же секрет песни нищего?
— Надо собрать придворных музыкантов и спросить их, зачем они поют, — решил царский советник. — Только пусть ответят честно, иначе мы никогда не найдём разгадку.
Царь созвал придворных музыкантов и каждому задал один и тот же вопрос:
— Скажи, зачем ты поёшь?
Один музыкант ответил:
— Мои родители с детства учили меня музыке в надежде, что я стану придворным музыкантом — и вот я пою во дворце вашего величества.
Второй музыкант сказал:
— Я от рождения обладаю красивым, звучным голосом, какого ни у кого нет. Не пропадать же такому сокровищу даром?
Третий музыкант ответил:
— Я пою для того, чтобы услаждать слух вашего величества.
Много было и других ответов, но ни один из них не помогал разгадать секрет пения бродячего музыканта.
— Вели разыскать того нищего и тоже спроси его, зачем он поёт, — подсказал царю советник.
Через несколько дней царские слуги разыскали и привели во дворец бродячего музыканта.
— Скажи, зачем ты поёшь? — спросил его царь.
Нищий удивился такому вопросу и смиренно сказал:
— Не могу же я умереть, не перепев всех песен, данных мне Богом?
— Спой мне, — попросил царь.
— Все свои песни я пою для Бога, — сказал бродячий музыкант. — Но я не против, чтобы их слушали и люди, будь они богаты или бедны.
Понял тогда царь, почему песня бродячего певца так глубоко тронула его душу.
— Так разве ты не для меня тогда пел под деревом?
— Я всегда пою для Бога, — сказал нищий. — Но не возражаю, когда меня слушает кто-то ещё.
(по мотивам персидской сказки)
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







