
Жил в давние времена на земле один царь. И захотелось ему однажды узнать, как живут его подданные. Переоделся царь простым странником и отправился в путь. Много интересного увидел он по дороге, но одно ему запомнилось больше всего.
Однажды царь утомился и присел отдохнуть под деревом. Смотрит — а рядом бродячий музыкант сидит. Вдруг этот нищий поднял голову к небу и запел. И настолько эта песня была прекрасна, что царь даже заплакал от умиления. Слушая эту песню, хотелось быть лучше, милосерднее, совершать добрые дела, всем помогать...
Долго не мог забыть царь песню нищего певца и размышлял по дороге: «Почему же ни один мой придворный музыкант не умеет петь такие сладкие песни? Каждому из них я плачу чистым золотом, они беззаботно живут в моём дворце и могут целыми днями распеваться. А нищий музыкант целыми днями бродит по дорогам, зарабатывая себе на пропитание, но именно от его песни растаяло моё сердце. В чём же здесь секрет?»
Вернувшись во дворец, царь позвал своего советника и спросил, в чём же секрет песни нищего?
— Надо собрать придворных музыкантов и спросить их, зачем они поют, — решил царский советник. — Только пусть ответят честно, иначе мы никогда не найдём разгадку.
Царь созвал придворных музыкантов и каждому задал один и тот же вопрос:
— Скажи, зачем ты поёшь?
Один музыкант ответил:
— Мои родители с детства учили меня музыке в надежде, что я стану придворным музыкантом — и вот я пою во дворце вашего величества.
Второй музыкант сказал:
— Я от рождения обладаю красивым, звучным голосом, какого ни у кого нет. Не пропадать же такому сокровищу даром?
Третий музыкант ответил:
— Я пою для того, чтобы услаждать слух вашего величества.
Много было и других ответов, но ни один из них не помогал разгадать секрет пения бродячего музыканта.
— Вели разыскать того нищего и тоже спроси его, зачем он поёт, — подсказал царю советник.
Через несколько дней царские слуги разыскали и привели во дворец бродячего музыканта.
— Скажи, зачем ты поёшь? — спросил его царь.
Нищий удивился такому вопросу и смиренно сказал:
— Не могу же я умереть, не перепев всех песен, данных мне Богом?
— Спой мне, — попросил царь.
— Все свои песни я пою для Бога, — сказал бродячий музыкант. — Но я не против, чтобы их слушали и люди, будь они богаты или бедны.
Понял тогда царь, почему песня бродячего певца так глубоко тронула его душу.
— Так разве ты не для меня тогда пел под деревом?
— Я всегда пою для Бога, — сказал нищий. — Но не возражаю, когда меня слушает кто-то ещё.
(по мотивам персидской сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер