
Я помню, как училась ходить моя старшая дочка. Первые самостоятельные шаги Даша сделала очень рано, в восемь месяцев, восторженно засмеялась и сразу побежала. Дистанции были коротенькими: от кресла к дивану, от дивана к креслу. Но бежала бегом!
Не прошло и недели, как девочка упала на бегу и сильно, до синяка, ударилась. Поплакала, успокоилась с моей помощью и прочно уселась. Даже мои попытки водить её за ручку она отвергала. Сидела спокойно и занималась своими игрушками. А ближе к году встала и пошла. Внимательно так, не торопясь.
Примерно так же я училась молиться, придя в церковь. С удивлением узнав об обязательных молитвенных правилах, отпечатанных в молитвословах, я с необыкновенным рвением принялась их осваивать. Молилась ли я при этом? Сильно сомневаюсь. Скорее, просто прочитывала предложенный универсальный объём текстов, не очень для меня тогда понятных. Прибавляла к ним каноны, акафисты, молитвы на разные случаи разным святым... Происходило это за счёт сна и в полном смысловом тумане. Но я думала: так нужно делать, если я человек церковный.
И однажды поняла: больше не могу. У меня был довольно сложный быт, много хлопот с детьми, а такое большое молитвенное правило не приводило к укреплению веры, скорее наоборот. Я систематически недосыпала, выматывалась, и в душе постепенно рос протест: да кому нужны эти сотни строчек одних и тех же молитв, которые я читаю каждый день? Вернее, каждую ночь...
Хорошо, что я не перестала тогда ходить в церковь и поделилась своим недоумением с батюшкой. «А как ты молишься?» — спросил он. В ответ мне впервые пришлось рассказать священнику не только о том, как я молюсь, но и как живу. И меня ждала череда открытий. Во-первых, оказалось, что короткие искренние воздыхания в течении дня — «Господи, помилуй!», «Помоги мне, Господи!» — гораздо ценнее, чем автоматическое чтение текстов через силу. Во-вторых, тексты в молитвослове — это именно молитвы, обращения ко Господу, к Божией Матери, написанные святыми, и мы имеем замечательную возможность присоединиться сердцем к этим словам. Разве же можно читать их просто так, для галочки, для того лишь, чтобы было прочитано?
И ещё батюшка посоветовал мне выбирать время для молитвы пусть недолгое, но спокойное. Правило осваивать постепенно. И сверх меры пока ничего не брать. Никаких акафистов в полусне...
Как давно это было. Сейчас понимаю, что побежала я бегом и шлёпнулась, как моя Дашка. Чтобы потом уже действительно войти в ритм молитвы... На это ушли годы.
И ещё один вывод, вдруг да и пригодится кому: нельзя начинать свою жизнь в церкви без духовного наставника, без настоящего контакта со священником. По первости-то я выбирала, где очередь на исповедь покороче, да перечисляла батюшке грехи по списку, кратенько. То в одном храме, то в другом... А дома маялась над молитвословом. Вот так нельзя категорически. Священники на то и есть, чтобы нас за ручку водить, чтобы видеть — так ли идём, туда ли. И чтоб мы, не дай Бог, не расшиблись.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема