Первое соборное послание святого апостола Петра - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Петра

* Поделиться

Рубенс, «Апостол Пётр»

1 Пет., 62 зач., IV, 12 — V, 5.

Глава 4.

12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,

13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;

16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?

18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

Глава 5.

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:

2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,

3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;

4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот отрывок из Первого соборного послания апостола Петра является ничем иным, как комментарием на последнюю из данных Господом Иисусом Христом Заповедей блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11). В своем комментарии апостол Петр раскрывает то умолчание, которое сделал Христос: Господь ничего не сказал о причинах такого отношения к христианам, а Петр их объясняет. Он пишет, что гонения на христиан соотносятся с участием в Христовых страданиях, что страдания христиан — это не следствие личной к ним ненависти со стороны языческого общества, это лишь проявление отношения язычников ко Христу.

Конечно, для апостола эти слова не были теорией, он писал их не просто так, перед ним не стояла задача дать комментарий на Евангелие. Он написал свое Послание по совершенно конкретному поводу, и повод этот нам известен: скорее всего, слова апостола «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь» связаны с гонениями Нерона, которые обрушились на римских христиан в 64-м году по Рождестве Христовом, — множество верующих были схвачены и сожжены заживо, их сжигали как факелы для освящения садов императора в ночное время. Но есть среди исследователей и другое мнение: возможно, что апостол Петр использовал язык иносказаний и под «огненным искушением» следует понимать библейский образ очищения золота огнем.

Но как бы то ни было, мы знаем, что первые христиане постоянно подвергались гонениям, зачастую их предавали мучительной смерти. Апостол Петр пишет, что сами по себе гонения на христиан и сама по себе смерть еще не являются свидетельством того, что те, кто этому подвергся, страдают за Христа. Точно такое же наказание можно понести и за различные преступления, апостол Петр призывает своих адресатов к чистой жизни с тем, чтобы никто из них не пострадал «как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое».

Сегодня мы не сталкиваемся с гонениями такой силы, которая была в первые века христианства. Перед нами не стоит выбор между Христом и жизнью, но неприятие слов Евангелия и неприятие тех, кто возвещает эти слова никуда не ушло. Евангелие — это слишком серьезный вызов всему укладу человеческой жизни, всем ее основополагающим принципам. И потому Евангелие всегда будет неприятно, точно также будут неприятны и те, кто старается жить по Евангелию. Мы, как и первые христиане, должны радоваться, если нам удается принять участие в Страданиях Христовых, потому что в таком случае «Дух Славы, Дух Божий почивает» на нас, но если неприязненное отношение к нам вызвано нашими грехами, то тогда, конечно, не стоит обольщаться, но стоит исправлять свою жизнь.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем