1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; 16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизнь последователей Христа в древнем мире была связана с разнообразными опасностями. Это время известно истории как время гонений на христиан. Не случайно, обращаясь к своей пастве, апостол Петр учит их тому, какое оружие они могут противопоставить своим недругам.
Наиболее жестоким преследованиям христиане подверглись со стороны Римской империи. Здесь последователей Христа ненавидели лютой ненавистью. Вот как передает настроение общественности один из писателей древней Церкви Тертуллиан: «Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев, тех, которые следуют слову Божью? Сколько раз враждебная к нам чернь, бросала камни и сжигала наши дома. Не щадят христиан даже мертвых, вытаскивают трупы из гробов, чтобы над ними надругаться, чтобы растерзать их на куски». Сейчас ученые-историки указывают на множество причин подобного отношения. Начиная с того, что христиане отказывались почитать в качестве бога императора и не приносили ему жертвы, что делало их в глазах государства неблагонадежным гражданами и даже изменниками, заканчивая тем, что жизнь христианской общины была очень закрыта. Поэтому в простонародье их образ обрастал фантастическими подробностями и демонизировался, что в свою очередь порождало ненависть. И все же все это, скорее, следствия. Основная причина иная. В то время как языческий мир был в высшей степени религиозно толерантен, в христианах жила нетипичная для античной эпохи претензия на то, что лишь они одни обладают Истиной и подлинном религиозным знанием. Если бы христиане хотя бы допустили мысль о том, что Истина есть вне Христа и что кроме Него вполне могут существовать другие боги, их бы оставили в покое. Однако они готовы были пойти на смерть за свои убеждения. Для язычников это было непонятно. Никто не шел на смерть ради Зевса, Юпитера или Осириса. Поэтому то, что делали христиане, злило язычников, но и одновременно поражало. Вплоть до того, что, видя страдания и стойкость христиан, они сами принимали новую веру. Так мученики доказывали подлинность своей веры и того опыта богообщения, который получали в Церкви. Не случайно слово мартюс, более точно перевести с греческого не как мученик, а как свидетель. Свидетели Истины. Тот, кто хоть раз лично встретился с Ней, не сможет забыть Ее никогда. Этот опыт оставит в его сердце глубокий отпечаток.
Целых 4 века продолжались преследования. Однако, вопреки всему, произошло немыслимое: христианство стало главной религией того государство, которое прежде искореняло его. Это и есть сила свидетельства кровью. Обращаясь ко всем христианам, именно о нем, как о последнем и самом сильном оружии, призывает не забывать апостол Петр. Конечно, не всякому уготовано буквально пролить кровь за Истину. Однако всякий христианин обязан ради Нее быть готовым перенести как минимум дискомфорт и разного рода неудобства. Ведь только в том случае, если мы участвуем в Христовых страданиях, то во время явления Его славы, возрадуемся и восторжествуем.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.