1 Ин., 73 зач., IV, 12-19.
Глава 4.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Нельзя увидеть Бога и не умереть». С такой мыслью народ еврейский жил даже не веками, а тысячелетиями. Ею же (этой мыслью) был обусловлен запрет на любые священные изображения. В Иерусалимском храме, главном и единственном святилище иудеев, отсутствовали иконы, статуи, любые другие образы для поклонения. Изображения херувимов, находившиеся в святое святых, пребывали во тьме. Их не могли видеть даже священники.
Запрет на видение Бога был отменен Им Самим две тысячи лет назад. Господь явился человечеству в лице Своего Единородного Сына — Иисуса Христа. Пришествие Христа не стало внезапным. Ему предшествовали события, описанные ветхозаветными пророками. В частности, пророком Иезекиилем, возгласившим, что пришествие Мессии, то есть Спасителя, будет связано с очищением грехов. Что вполне соответствовало ветхозаветной логике мысли.
Однако результат пришествия в мир Сына Божьего оказался выше и важнее всех многовековых ожиданий — в том числе и идеи очищения. В лице Иисуса из Назарета миру был явлен принципиально новый образ Бога — образ Бога-Любви. Ветхозаветный человек мог с уверенностью принять Господа в качестве судии, всемогущего или всезнающего властелина. Но принять Его в качестве Любви оказалось под силу немногим. Потому что даже у нас, людей сегодняшних, такое определение вызывает ассоциации с какой-то слабостью. А Бог, по определению, слабым быть не может.
Но в том и состоит удивительный парадокс христианства, что именно в кроткой и смиренной любви, явленной нам Господом Иисусом, мы находим поразительную силу. Природа её ясна и таинственна одновременно. В полной мере могущество Божественной любви проявляет себя там, где человек, прежде всего, стремится искоренить грех внутри себя, а по отношению к иным проявить милость. Не бесхребетный гуманизм, не равнодушие под маской елейности, а милость, желающую и другому обрести путь святости.
Апостола Иоанна Богослова принято называть также боговидцем. Ему Господь дал возможность видеть наиболее яркие чудеса Христа, стоять у Его креста, видеть будущие судьбы мира. Апостол призывает и нас учиться видению Бога. Не теоретическому пониманию, каков Господь, а практическому видению Бога в лице Его Сына — Иисуса Христа. Как этим духовным искусством овладеть, учит нас апостол Иоанн Богослов.
На основании его примера мы убеждаемся в важности смирения — честного понимания ограниченности себя, собственных сил и радости от осознания чуда присутствия Господа рядом. Присутствия, восполняющего нашу ограниченность. Но только в том случае, если мы Богу служим — исполняем заповеди и являемся проводниками любви Творца в мире. Что, в свою очередь, приводит к тому, что обретенное нами видение Бога становится залогом не смерти, а вечной жизни во Христе воскресшем.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»