
1 Ин., 73 зач., III, 21 — IV, 6.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении мы постоянно слышим слово «дух»: и неудивительно, что в каждом сознании под это слово подтягиваются свои образы, аллегории, представления. Ведь можно очень по-разному понимать, что же такое дух. Один подход — когда дух воспринимается как некая нематериальная сущность, вполне самобытная, которая может, например, входить в человека и существенным образом изменять его помимо его воли. Другой подход — когда дух видится как понятие вообще несводимое ни к каким доступным в нашей жизни категориям или образам. Потому он и дух — что совершенно не такой в сравнении со всем тем, что мы наблюдаем в жизни. Но я бы предложил посмотреть на слова апостола через необычный ракурс — давайте заменим слово «дух» на слово «тональность». Посмотрим, что у нас получится.
Если мы любим друг друга и искренне верим в Христа Спасителя — мы находимся в верной тональности — той самой, в которой Бог ежесекундно творит жизнь всего мира. Это тональность созидания, света, радости и любви. Пока находишься в ней — можешь делать что угодно, импровизируй как хочешь — только не входи в диссонанс с Божественной мелодией. Вроде бы все сходится!
Идём дальше. Не всякая музыка — Божественная. Мелодий очень много, и все разные — чтобы не поддаться обольщению, надо внимательно смотреть, куда конкретная мелодия увлекает. И здесь апостол предлагает странный на первый взгляд критерий — исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Для апостола это главный индикатор, камертон — которым он и проверяет, чей это дух — от Бога или от антихриста. Очевидно, что здесь речь идёт о чем-то более глубоком, чем формальном принятии Иисуса Христа Спасителем. О чем же?
Если внимательно всмотреться в Евангелие, нетрудно заметить, какие ценности в нём приоритетны. Это, прежде всего, ценность жизни как таковой — для которой благодаря Христу смерть — уже не преграда. Быть — лучше, чем не быть — потому что только бытием, точнее, своим «быванием» — мы опознаём Бога. Вторая фундаментальная ценность — это человек как Божественный посланник в этом мире, зеркальце, проводящее свет Божий в юдоль земную. Каким бы грязным, разбитым оно ни было — во всей Вселенной альтернатив ему нет. И третья ценность — единство верных Христу — Церковь — как пространство практического научения любви, ценность которой простирается далеко за пределы земной жизни. Можно сказать короче: пришедший во плоти Бог научил нас жить, не боясь смерти, дорожить друг другом и безусловно любить — через это прославляя Его как Создателя и нашего Спасителя. Пренебрегающий жизнью, уродующий её, обесценивающий инаковость других, сеющий вражду и разделения, недовольный, проклинающий всё бытие — это дух антихриста, анти-пода Иисуса Христа, дух врага рода человеческого — даже если он являет себя в самом добродетельном и благочестивом обличье.
Что же, вот теперь и у нас с вами есть индикаторы, которые могут помочь распознать в неоднозначном явлении — чей дух здесь действует, Божий ли — или, напротив, вражий?
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема