
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как отличить оригинал от подделки и качественный товар от некачественного? Можно, конечно, говорить о внешнем виде и надписях на этикетке, но подделки бывают очень искусными, так что в некоторых случаях путь остаётся только один — это путь опытный, проверка в самой работе. А возможно ли как-то оценивать путь христианской жизни, чтобы понять её качество? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Сложно себе представить, какой перелом должен был происходить в сознании язычников, которые принимали христианство. Дело в том, что язычники не воспринимали свои взгляды как истины, открытые им богами. Христиане же верили, как, впрочем, верят и сейчас, что их взгляды основаны на откровении Бога о Самом Себе, Своих действиях и замыслах. Причём Бог не просто открылся людям, но сделал это в том числе потому, что от правильности взглядов зависит правильность их жизни и достижение целей. Иными словами, от практически полной вероучительной вседозволенности язычник переходил к вере в основных чертах довольно строгой и однозначной.
Впрочем, распространилось и в конце концов победило Римскую империю христианство не столько благодаря особенному вероучению. В первую очередь язычники поражались тем взаимоотношениям, которые царили в общине верующих. Язычники так и говорили: «Посмотрите, как христиане любят друг друга». Уже потом, приходя в Церковь и становясь оглашаемыми, то есть готовясь ко крещению, они понимали, что эти взаимоотношения рождаются не просто из доброй настроенности, но из их специфического взгляда на Бога и мир, пронизанный Его любовью. Христиане не просто договаривались с Богом или покупали жертвами Его хорошее отношение. Они принимали Его слово как правду о мире и самих себе, соблюдали заповеди и чувствовали, что могут говорить с Творцом особенным образом, как свои. Не дерзко, не нагло, но именно дерзновенно.
При этом, конечно, мимикрировать под христиан пытались многие и для апостола Иоанна, как мы слышим в сегодняшнем чтении, важно не только напомнить заповедь о любви, но и подчеркнуть, что её правильное исполнение связано с верой в Иисуса Христа как Бога, пришедшего во плоти. Апостол называет это главным признаком присутствия духа Божьего в человеке. Но как это связано с практикой жизни? Да очень просто! В жестоком и эгоистичном мире верить в любовь и стремиться жить по любви можно, только если на твоей стороне Сам Господь. И не просто, как болельщик, но как участник твоей команды. Ведь как величественно звучат слова: «Дети, вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». И заметим, что говорится это малой и гонимой общине, общине, которая противостоит огромной империи. Как тут не прийти в ужас? Как не поддаться отчаянию? Только одним способом: верить, что заповеди не выдуманы людьми, но открыты и даже исполнены самим Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Заступничество святого. Нина Юркова

Нина Юркова
Совсем скоро будет годовщина со дня смерти моего отца. И захотелось мне поделиться удивительной историей заступничества за него святого Игнатия (Брянчанинова).
Из жития святого Игнатия мы знаем, что несколько лет он подвизался на Северном Кавказе, куда был назначен епископом. Кафедра епископа тогда была в Ставрополе — моем родном городе, и там святитель служил в старейшей нашей церкви — Крестовоздвиженской.
Со святым Игнатием связана также кладбищенская церковь нашего города, освященная во имя святителя. Так вышло, что с этими двумя церквями оказался связан и священнический путь моего папы.
В Крестовоздвиженской церкви, где служил, и при которой жил святитель Игнатий, мой папа — отец Лука — был рукоположен во священники. Довольно быстро ему в настоятельство дали сельский приход, где он и прослужил до самого своего выхода за штат из-за тяжелой болезни.
Эта ситуация — вынужденное оставление служения — далась папе очень непросто, его тянуло в алтарь. И поэтому иногда он сослужил своим друзьям-священникам на Литургии, либо просто молился в алтаре.
В последние годы жизни папе особенно полюбился второй храм из моего рассказа — кладбищенская церковь во имя святителя Игнатия, настоятеля которого тоже зовут Игнатий.
За стенами этого храма обычно хоронят священников нашей епархии. Иногда, собираясь на службу, папа шутил по поводу места, где находится храм: «Ну а что, такой развалине, как я, туда и дорога!» Если бы он знал, что слова эти окажутся пророческими.
Папы не стало внезапно, в результате автокатастрофы. Помню нашу растерянность перед всеми необходимыми для похорон священника процедурами. Мы не знали, благословят ли в епархии похоронить папу именно на участке для священников. Наконец, благословение на захоронение было получено и, о радость, — нам позволили хоронить папу именно на Игнатьевском кладбище за той самой Игнатьевской церковью, куда в последние годы он так любил приезжать для сослужения.
Начался процесс подготовки к отпеванию. Нужно было привезти все необходимое для облачения, а мы никак не могли найти его фелонь — это такая длинная накидка, которая надевается поверх остальных священнических облачений. На просьбу пожертвовать для папы фелонь, откликнулся настоятель той самой Крестовоздвиженской церкви, в которой папа начинал пасторский путь, и где в свое время служил Святитель Игнатий.
В итоге хоронили отца на Игнатьевском кладбище, за Игнатьевской церковью, и отпевание возглавлял настоятель, отец Игнатий!
Сорок дней с кончины папы выпали на Рождество. Мы с мамой были на службе в храме, молились. К радости и ликованию от прихода в мир Спасителя, примешивалась грусть: папы нет рядом! Мне так хотелось от него весточки, или какого-то утешения. Я обняла маму и не знаю, зачем, посмотрела наверх. Над головой мамы, очень высоко и от этого неприметно для глаз, была икона святого Игнатия! Я улыбнулась. «Вот и утешение от святителя подоспело».
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Жизель. Ольга Цой

Я очень люблю балет. Люблю это искусство за тяжёлый труд, самоотречение, одухотворённость. «Душой исполненный полёт» — лучше Пушкина не скажешь о классическом танце. И среди балетных спектаклей мой самый любимый — «Жизель».
Шедевр девятнадцатого века. Чудесная музыка Адольфа Адана, задушевная и понятная всем история по мотивам легенды, пересказанной Генрихом Гейне, о девушке, которая была обманута своим возлюбленным, но сумела простить его. И о юноше, который прошёл путь покаяния, чтобы понять, что значит настоящая любовь. Я пересмотрела это произведение много раз, пока не поняла, чем же оно меня покорило. «Православная линия в русском искусстве» — так назвали «Жизель» искусствоведы.
Интересный факт: этот балет был впервые поставлен в Париже, но, перенесённый на русскую сцену, совершенно изменился благодаря трактовкам исполнителей главных партий. Наших замечательных балерин Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Галины Улановой, в разные годы танцевавших «Жизель». И они наделили героиню глубоко духовными чертами: жертвенностью, целомудрием, умением любить и прощать. Исполнители мужской партии переосмыслили образ главного героя, который проходит путь покаяния и духовного очищения, полностью меняется благодаря искупляющей жертве своей погибшей возлюбленной.
Когда я начала писать серию публикаций, посвящённых «Жизели», изучала рецензии прошлых лет. В них прочла, что многие русские критики писали, как на спектакле ощущали подобие «молитвенной атмосферы храма». Их восхищал бестелесный, почти монашеский, образ главной героини. Красивая и незатейливая история, попав на почву русской ментальности, зазвучала гимном христианской любви.
Во многих произведениях искусства — литературе, музыке, кино, балете — я снова и снова встречаю поиск человеком Бога, стремление ко Господу, утверждение христианских ценностей. Ведь подлинная цель искусства, как мне кажется, это прославление Бога и соединение с Ним.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Внешность женщины. Татьяна Маругова

Вспоминается мне такой случай: в одной семье воцерковилась жена, назовём ее Мария, стала ходить в храм, молиться, изучать православие. И решила она для себя, что православная женщина должна выглядеть по-другому, не так как она выглядела раньше.
Мария отказалась от cвоего привычного внешнего образа. Перестала носить костюмы, туфли на каблуках. В гардеробе остались: пара длинных темных юбок, кофты балахоном серого цвета и темные аскетичные платья. Казалось, это — прямо противопоставление себя женщинам, которые одеваются модно, вызов общепринятым сегодня представлениям о женской красоте.
Среди жен друзей супруга Маша теперь выделялась. Кто-то из приятелей мужа однажды попросил свою жену меньше общаться с Марией, а то она в храм поведет, и научит так же странно выглядеть.
Спустя время Маша стала замечать, что ее муж теряет к ней интерес. Он начал вслух восхищаться другими женщинами, их стилем, красотой. Супружеские отношения охладели. Муж все чаще задерживался на работе. Казалось, брак в опасности.
И тогда Мария решилась обсудить проблему со священником.
— Что ты хочешь показать таким мрачным внешним видом? — спросил он.
Мария задумалась. И через время ответила:
— Наверное то, что я могу не зависеть от красивых вещей, от соблазнов этого мира.
— Но разве для этого нужно выглядеть так, чтобы перестать нравиться мужу? — возразил батюшка. — Разве аскеза в одежде? Почитай житие супруги Дмитрия Донского, Евдокии. Там рассказывается, что, когда умер муж, она стала править вместо него. Одевалась, как подобает княгине, — в дорогие одежды, да украшения с каменьями. Однажды сын Юрий спросил мать о слухах, порочащих её доброе имя. Что, мол, она выглядит и ведет себя не как горюющая вдова. Тогда великая княгиня Евдокия Московская созвала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеской одежды. Дети увидели, что мать под роскошными платьями носит власяницу.
После беседы со священником Мария, наконец, поняла, что духовное делание, если и может проявляться внешне, то точно не в том, чтобы выглядеть отталкивающе. Батюшка рекомендовал Марии вернуться к ее привычному стилю, чтобы не печалить мужа, не вводить его в искушение.
Я рассказываю эту историю, потому что уверена, что женщина должна нести красоту в этот мир. И еще важно не пугать людей, стоящих на пороге храма тем, что, воцерковившись, придется мрачно одеваться.
Часто как аргумент против моей позиции приводят цитату из Апостола Павла, где он говорит: «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Конечно, православная женщина — это прежде всего женщина красивая внутренне, но ведь апостол не исключил внешнюю красоту, а расставил акценты, что важнее.
Мне кажется, главное — чтобы мы, православные женщины, подражая женам мироносицам, прежде всего спешили делать добрые дела и старались видеть в человеке главное —— Образ и подобие Божии, а значит, не торопились осуждать за внешний вид, ибо не знаем, какие «тайные вериги» несет женщина, что происходит в ее семье, и почему одна женщина носит рубище, а другая ходит на высоких каблуках. Ведь сердце человека —— это тайна. И ведает ее лишь Господь.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение