![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2018/06/ioann-bogoslov-starinnaya_.jpg)
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 70 зач., II, 7-17.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как упорядочить свою жизнь? Как избавиться от хаоса в делах и отношениях? Как всё расставить по своим местам? Ответ на эти вопросы мы слышим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Только что прозвучавший отрывок содержит в себе два утверждения, которые на первый взгляд входят друг с другом в противоречие. Сначала апостол Иоанн говорит о том, что необходимо любить брата своего. Да причём говорит об этом дольно категорично: «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме». Однако во второй части сегодняшнего отрывка утверждается обратное: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».
На самом деле здесь нет противоречия. Ведь под словом «мир» апостол подразумевает всё то, что представляет для нас ценность, имеет большое значение. Это не обязательно материальные блага. Это наши привязанности, наши отношения, и многие другие части жизни, которые мы выделяем как значимые. Так вот, если мы не подпускаем к ним Бога, они становятся мирскими. То есть пресными, бесцветными, а зачастую ядовитыми и смертоносными.
Так, например, знание без Бога делает человека надменным, власть без Бога делает человека насильником, правда — критиканом, богатство — скупердяем, справедливость оборачивается жестокостью, забота о семье — созависимостью. Можно продолжать до бесконечности.
Напротив, присутствие Бога в жизни всё преображает. Вместо хаоса мы оказываемся в прекрасном космосе. Сильнее всего это ощущается в отношениях с людьми. Ведь это самая проблемная область нашей жизни. Здесь больше всего боли и страдания. А потому, когда разрушенные отношения восстанавливаются, и там, где вчера была вражда, поселяется любовь — это ощущается как явное чудо. Это явный признак присутствия Творца.
Поэтому, противопоставляя любовь к людям и любовь к миру, апостол говорит сегодня: не стоит все силы тратить на приобретение того, чем наполнена эта жизнь. Всё наше внимание должно быть сконцентрировано на Боге, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей, главная из которых — жертвенная любовь и служение тем, кто нас окружает. Лишь такой уклад жизни даст нам внутренне удовлетворение и всё расставит по своим местам. Как говорится в известной поговорке: если Бог будет на первом месте, всё остальное окажется на своём.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Лобачевский
![Иллюстрация к выпуску программы «Жизнь как служение»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математика.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Подарим незрячей Вике и другим детям возможность заниматься в Елизаветинском саду
![Мама обнимает дочку](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Elizavet-sad.jpg)
Мир в полной темноте, наполненный множеством звуков и ароматов — именно так воспринимает его восьмилетняя Вика. Девочка с рождения ничего не видит и с тем, что вокруг, знакомится только на ощупь. Это даётся ей крайне непросто. Ведь помимо проблем со зрением, у неё есть двигательные нарушения.
Вика с мамой живут в подмосковном городе Ногинске, здесь нет подходящих мест для развития детей с инвалидностью. Поэтому несколько раз в неделю они приезжают в Москву, в Елизаветинский детский сад. Там помогают ребятам нарушениями опорно-двигательного аппарата. Заботливые воспитатели не только ухаживают за особенными ребятами, но и развивают их способности, дают возможность научиться новому. И всё это абсолютно бесплатно.
Каждый день в саду наполнен для Вики удивительными открытиями: от звука клавиш пианино, до формы самых разных предметов, которые она изучает при помощи пальцев. С поддержкой воспитателей девочка исследует мир шаг за шагом.
«Важно запастить терпением и сохранять позитивный настрой, тогда всё получится — рассказывает воспитатель Наталья Юрьевна. — Работа крайне непростая, но, когда понимаешь, что кому-то стало легче, это даёт силы трудиться и помогать дальше».
Елизаветинский сад стал незаменимым помощником не только для Вики и её мамы, но и для многих других семей. Пока особенные дети находятся в надёжных руках, осваивают разные навыки и учатся самостоятельности, родители могут заняться работой или домашними делами.
Чтобы проект продолжал дарить особенным детям профессиональную помощь и заботу, ему необходима регулярная поддержка. Узнать об этом больше и сделать любой благотворительный взнос можно на сайте Елизаветинского детского сада.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о блудном сыне». Прот. Максим Первозванский
![Протоиерей Максим Первозванский в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/image-28-06-23-03-25.jpg)
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.6:12-20) и Евангельского (Лк.15:11—32) чтений в воскресенье, называемое «Неделя о блудном сыне», о днях памяти равноапостольного Николая Японского, преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, Обретения мощей святителя Тихона Московского, а также о Вселенской родительской (мясопустной) субботе.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица