1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я очень хорошо помню, какой ажиотаж был в конце 80-х годов прошлого века вокруг всего «нематериального», духовного — после значительного ослабления давления атеистической идеологии. Чего только не происходило — не только открытие новых храмов, но и сеансы экстрасенсов по центральному телевидению, и выездные шоу новоявленных западных миссионеров, и шумные, задиристые гуляния по улицам разных сектантов! Оказавшись со всех сторон окружённым этим разнообразием простому советскому человеку было крайне сложно сориентироваться: ведь никаких критериев различия истинного от ложного в области сверхъестественного ни в школах, ни в институтах не преподавалось!
Отрывок из 3-й и 4-й глав первого послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который читается сегодня за литургией в православных храмах, рассказывает нам, как с похожей проблемой справлялись ранние христиане.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Критерий различия духа Божия и духа обольщения, или антихриста, предлагаемый апостолом Иоанном, поначалу выглядит очень странно. Я бы даже сказал больше: магически. Как будто бы если задать прямой вопрос — исповедуешь ли ты, что Иисус есть Христос, пришедший во плоти, — и тотчас можно поставить диагноз. Но очевидно, что в словах апостола никакой механистичности, или магичности, не было и в помине!
Давайте вдумаемся, а что значит — исповедовать? В греческом тексте Евангелия использован глагол όμολογέω — соглашаться, признавать открыто, исповедовать, обещать. В еврейском языке этому понятию соответствует «ядА» — исповедовать, сознаваться, но также и стрелять, бросать, метать. Другими словами, исповедовать — это не только, а, может даже, не столько что-то открыто признавать, сколь намеренно «выбрасывать вперёд», «метать перед собою» нечто, что должно стать видным, явно воспринимаемым, другими.
«Признание» не обязательно должно быть громким, нарочитым — а вот с «исповеданием» так быть уже не может. Да, следует признать, что мы находимся в определённой смысловой деформации с понятием «исповедание» — потому что в современной церковной практике исповедь совершается не публично, а уединённо, с глазу на глаз. Однако исторически в раннем христианстве так не было — да и сам термин всё же предполагает нечто иное.
Итак, что же должен «бросать перед собой» тот, кто претендует быть источником Божественной Истины? Только ли здесь дело в определённой словесной формуле, озвученной апостолом, — или это всего лишь некая рамка, подсказывающая, указывающая принципиально важное направление не только мысли, но и жизни?
Фактически, предлагаемое апостолом исповедание Иисуса Христом, пришедшим во плоти, — это минимум определения христианства как такового, сжатый до предела смысл всего христианского веро- и нравоучения. Пройдёт совсем немного времени — и эта формула раскроется в виде Никео-Цареградского Символа веры — который, в свою очередь, ляжет в основу стройного и сложного здания церковной догматики, нравоучения, богослужения. Но на самой глубине — так и остаются лежать эти предельно простые слова апостола Иоанна: если их как-то «скорректировать», «подправить» — всё здание гарантировано рухнет.
Нам, современным христианам, очень важно помнить о том, что совершенно любой обряд, любое священнодействие или простой обычай должны в своём пределе выражать собой именно это исповедание. Христианство — как это ни прозвучит тривиально — «христоцентрично», и если про это забывать — то однажды можно с большим удивлением обнаружить себя причастным совсем другому духу!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов