
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 71 зач., II, 18 — III, 10.
Глава 2.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
Глава 3.
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Иоанн Богослов на протяжении всего этого отрывка настойчиво повторяет одну и ту же мысль: «всякая ложь не от истины» (1 Ин. 2:21), а «всякий, делающий правду, рождён» (1 Ин. 2:29) от Христа. Этими словами апостол Иоанн предостерегает своих адресатов от антихриста, вместе с этим апостол лишает личность антихриста индивидуальности и пишет, что «теперь появилось много антихристов» (1 Ин. 2:18). Их появление апостол связывает с «последним временем», то есть с временем, непосредственно предшествующим Второму Пришествию Христову.
Собственно, вся христианская эпоха представляет собой «последнее время», она закончится с Пришествием Христа, а потому нельзя сказать, что апостол Иоанн неправильно оценивал тот исторический период, в который ему довелось жить и проповедовать. В этом смысле время жизни апостола абсолютно идентично тому времени, в которое живём мы, следовательно, и в наше время существует множество антихристов.
Мы привыкли понимать под словом «антихрист» какую-то особенную и довольно страшную личность, тогда как апостол Иоанн Богослов даёт ей очень простое и даже в каком-то смысле бытовое определение: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» (1 Ин. 2:22). Из контекста речи апостола понятно, что антихрист — этот тот, кто отвергает божественное достоинство Иисуса из Назарета. А также тот, кто не верит, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), кроме имени Господа Иисуса Христа.
Адресаты апостола Иоанна прекрасно понимали, что таких людей большинство. Понимаем это и мы. Можно предположить, что у первого христианского поколения был в этом смысле некоторый оптимизм, возможно, им казалось, что со временем неверующие во Христа останутся в меньшинстве, но мы имеем за плечами двухтысячелетний опыт Церкви, и понимаем, что человечество во всей своей полноте не сумело принять Христа, и вряд ли сумеет когда-либо это сделать. Впрочем, апостол Иоанн обращался к христианам, он написал: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (1 Ин. 2:20). Но тем не менее, апостол считал нужным предостеречь этих людей, и предостеречь не против кого-то внешнего, а против того, чтобы они сами не стали антихристами.
А такое, действительно, случается, такое может случиться с кем угодно, и для того, чтобы это произошло, вовсе нет необходимости произносить какие-то отречения от Христа, участвовать в пугающих демонических обрядах или же ставить таинственные печати на чело и руку. Для того, чтобы из христианина превратиться в антихриста, достаточно решить, что мы способны жить без Христа, что без Него мы сможем достичь всеобщего благополучия, что сможем обустроить достойным образом собственную жизнь, и вообще быть в полной мере довольными и достаточными. Путь без Христа, без Его заповедей — и есть путь антихристов. Ошибочно было бы думать, что путь антихриста надо каким-то особым образом выбирать, нет, на него человек соскальзывает тогда, когда перестаёт выбирать путь Христов. К сожалению, с нами это происходит ужасающе часто, к примеру, тогда, когда мы вместо Христова прощения избираем справедливое наказание наших обидчиков, когда не можем успокоиться, если чувствуем себя обманутыми и обиженными, когда оправдываем себя, если не получается проявить милосердие. Для того, чтобы идти за Христом и позволять Ему быть нашим Спасителем и Богом, нужны мужество, крепость веры и сила, и пусть Бог всем нам по великому Своему милосердию их подаст в изобилии и совершенном достатке!
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Сегодня Православная Церковь продолжает отмечать событие Пятидесятницы. И второй день этого праздника называется день Святого Духа. Ещё во время Своей земной жизни Иисус Христос обещал апостолам, что когда Он уйдёт, то Его ученики не останутся одни. Вместо Него к ним придёт Утешитель. Так Евангелие называет третье лицо Святой Троицы — Духа Божия. Именно Он сошёл на учеников в день Пятидесятницы, именно Он живёт и действует в Церкви до настоящего момента. Отрывок из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением, рассказывает о том, что необходимо сделать верующему человеку для того, чтобы не только ощутить присутствие Святого Духа в своей жизни, но также поддерживать и углублять отношения с Ним. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Первый совет, который даёт нам апостол, — непрестанное познание воли Божией. Верующий во Христа призван ежедневно и ежечасно приучить себя задавать в своём сердце вопрос: «Господи, а то, что я сейчас делаю, это Тебе угодно?». Или же: «Боже, а как Ты хочешь, чтобы я поступил в этой ситуации?» По-хорошему, ни одно наше действие не должно совершаться бездумно, на автопилоте. Каждый свой шаг нам необходимо начинать с вопроса и стараться увидеть ответ на этот вопрос. Каким же образом?
Замечательный способ предлагает сам апостол Павел: всё, что делается, должно делаться словно во свете. Иначе говоря, когда нас посетит какая-то мысль или чувство, когда мы захотим сказать какое-то слово или совершить дело, необходимо спросить себя: «а что, если это будет происходит на виду у всех?» И после этого прислушаемся, что скажет нам наша совесть. Обычно она довольно чутко реагирует на всё тёмное и нечистое. Поэтому мы и склонны скрывать свои грешки и страстишки от окружающих. И, наоборот, всё то, что от Бога, она приветствует и не возмущается этому.
Однако иногда ситуация бывает непростой и моя совесть может просто промолчать. Или же я сам могу обманываться. Поэтому, чтобы держать себя во свете, необходимо ещё и уметь открыться другому. Если мы хотим духовно расти, необходим хотя бы один человек, перед которым я могу быть честным, который сможет посмотреть на меня со стороны и от которого я готов принять обратную связь. Об этом прямо пишет апостол Иаков: «Исповедайте друг другу согрешения». И речь не только о Таинстве исповеди, речь о любой беседе с тем, кому мы доверяем, и чья духовная жизнь и манера общения с Богом нас привлекает.
Второй совет апостола для поддержания связи с Духом Святым звучит так: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Речь идёт не только о чрезмерном употреблении спиртного. Но и о том, чтобы избегать всего, что, подобно вину, дурманит наше сознание и сковывает нашу волю. Например, не меньше крепких напитков могут увлечь романтические отношения, деньги, власть, игры, еда, забота о собственном теле и многое другое. Мы умеем так зацикливаться на этих вещах, что становимся похожи на пьяниц, которые теряют власть над собой. Все наши мысли и чувства, наши слова и поступки зависят от объекта вожделения. Но явно не от Бога. А потому Дух Святой покидает наше сердце. Нами управляет одержимость.
Наконец, апостол Павел призывает нас «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными». То есть необходимо формировать верный образ мысли и чувства при помощи священных текстов. И это очень логичная рекомендация. Как говорил в своё время поэт Иосиф Бродский, «я то, что я читаю». Человек, который с утра до вечера смотрит сериалы, читает жёлтую прессу, без конца просматривает новостные сайты, так и воспринимает этот мир. Через призму полученной информации. И напротив. Иной образ реальности возникает в сознании того, кто напитывает себя в первую очередь священными текстами. У такого человека совсем иная перспектива обзора и точка зрения. У него складываются совсем иные модели реакций, оценки и поведения. Очевидно, что Дух Божий придёт скорее к такому человеку, чем к тому, чьё сознание напоминает большую свалку или барахолку.
Прислушаемся к советам апостола Павла! И, возможно, внезапно для самих себя ощутим действия Бога в нашей жизни ещё сильнее и отчетливей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Отдых на природе для ребят из детских домов

Каждое лето фонд «Спасибо» из города Ярославля организует для воспитанников и выпускников областных детских домов отдых на природе с палатками. Такие события дают ребятам возможность обрести друзей, поделиться знаниями и опытом, научиться командной работе и самостоятельности.
Люся — выпускница интерната. Она уже не первый раз участвует в летних выездах, организованных фондом. Девушке нравится общаться со сверстниками, играть в спортивные игры на свежем воздухе, особенно в волейбол. Во время предыдущих поездок Люся познакомилась с теми, кто также, как и она, тянется к здоровому и активному образу жизни. Это вдохновило её продолжать работать над собой и развиваться в спорте.
Помимо разных активностей, во время совместного отдыха на природе ребята учатся устанавливать палатки, готовить еду на костре и заботиться друг о друге. Но самое главное — они обретают поддержку и ощущение своей ценности.
Артём, тоже выпускник детского дома, впервые отправился на отдых вместе с фондом «Спасибо» в прошлом году. Вечера у костра, когда ребята общаются в доверительной обстановке и делятся своими впечатлениями и планами, стали для юноши откровением. «Я понял, что мои мысли интересны другим и что я тоже могу ставить себе цели в жизни», — делится Артём.
Чтобы в этом летнем сезоне фонду вновь удалось организовать выезд на природу для ребят из детских домов и выпускников, ему важна поддержка. Необходимо оплатить аренду палаток, закупить спортивный инвентарь и еду. При желании вы можете в этом помочь. Сделайте любой благотворительный взнос на сайте ярославского фонда «Спасибо», либо предложите свой вариант участия, позвонив по номеру: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История Киева». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел об истории города Киева в средние века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «История Киева». Сергей Алексеев
- «Историк Роберт Юрьевич Виппер». Татьяна Агейчева
- «Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов