
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — замечательные слова апостола Иоанна, которые часто становятся поводом для ложного истолкования. Поясню на примере.
Приходит давно воцерковлённый человек на исповедь. Он не совершает преступлений закона Божия, не нарушает заповеди — в меру своих сил и понимания старается жить по-христиански. На исповеди говорит о своих немногих конкретных грехах, которые не сознательные преступления, а скорее свидетельство духовного несовершенства: где-то слишком был рассеян на молитве, с женой поругался, на работе что-то произошло и уныние накатило. А батюшка с недоумением спрашивает: как, и это всё? Вы что, хотите сказать, что больше ничем не согрешили? Вы что, почти безгрешны? А знаете ли вы, уважаемый, что говорит апостол Иоанн о таких, как вы? И дальше — цитата из апостола: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». И припечатав крепко цитатой Писания незадачливого исповедника, батюшка может научить его подробно исповедоваться, что согрешил «делом, словом, помышлением, вкусом, слухом, обонянием, осязанием» — и далее будет не знающий конца и края список грехов. Убедив исповедника, что только такая исповедь, в которой тщательно упомянуты не только настоящие грехи, но даже малейшее движение души в недолжном направлении — батюшка отпустит человека с чувством исполненного долга.
Но вот вопрос: на самом ли деле такой подход соответствует христианской традиции? Разве не увещает тот же апостол Иоанн христиан прежде всего — не грешить вообще? Какой смысл увещевать, если не грешить — абсолютно невозможно? С точки зрения современных наук о душе, если мы требуем выполнять нечто в принципе неисполнимое — это всего лишь невротизация другого, а вовсе не воспитание и не педагогика! И если внимательнее вслушаться в сегодняшний текст, там апостол ясно говорит: тот, кто соблюдает заповеди Христовы — познал Его. Другими словами, заповеди — не какая-то недостижимая абстракция, которой ни при каких обстоятельствах ты всё равно не сможешь соответствовать, а вполне достижимая, простая и понятная очевидность. Что недостижимого в том, чтобы не воздавать злом за зло? Чтобы не распространять сплетни? Чтобы не нарушать очень конкретные десять заповедей? Регулярно молиться, ходить в храм, помогать нуждающимся? Более того: да любой достойно воспитанный в христианской традиции человек по-иному и поступать не захочет! Для него жизнь по заповедям — такая же естественная, как и процесс дыхания.
Что же, тогда апостол ошибся, говоря, что «все мы много согрешаем»? Вовсе нет! Но надо чётко для себя разделить грех как преступление — когда мы говорим Богу — «да будет воля моя — а не Твоя, Господи!» — и грех как наше состояние удалённости от Его присутствия. Первое — сознательный и произвольный грех — мы в силах не совершать. И если всё же не устояли, впали в грех — тут на самом деле требуется подлинное раскаяние, исповедь и прощение. А вот второе — близость Бога к нам — уже не в нашей власти. Безгрешность, праведность как «правильность жизни», безусловно, привлекает Бога к нам. Но «привлекает» — вовсе не означает, что «безусловно гарантирует».
Как же важно научиться с одной стороны, не грешить и вести максимально праведную жизнь — а с другой, не поддаться соблазну воспринимать её как нечто автоматически гарантирующее нам спасение! Потому что спаcают наc вовсе не сами наши добрые дела — а исключительно Бог, Его добрая воля!..
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема