Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться

Апостол Иоанн Богослов

1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.

Глава 1.

8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.

9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Глава 2.

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;

а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.

Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — замечательные слова апостола Иоанна, которые часто становятся поводом для ложного истолкования. Поясню на примере.

Приходит давно воцерковлённый человек на исповедь. Он не совершает преступлений закона Божия, не нарушает заповеди — в меру своих сил и понимания старается жить по-христиански. На исповеди говорит о своих немногих конкретных грехах, которые не сознательные преступления, а скорее свидетельство духовного несовершенства: где-то слишком был рассеян на молитве, с женой поругался, на работе что-то произошло и уныние накатило. А батюшка с недоумением спрашивает: как, и это всё? Вы что, хотите сказать, что больше ничем не согрешили? Вы что, почти безгрешны? А знаете ли вы, уважаемый, что говорит апостол Иоанн о таких, как вы? И дальше — цитата из апостола: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». И припечатав крепко цитатой Писания незадачливого исповедника, батюшка может научить его подробно исповедоваться, что согрешил «делом, словом, помышлением, вкусом, слухом, обонянием, осязанием» — и далее будет не знающий конца и края список грехов. Убедив исповедника, что только такая исповедь, в которой тщательно упомянуты не только настоящие грехи, но даже малейшее движение души в недолжном направлении — батюшка отпустит человека с чувством исполненного долга.

Но вот вопрос: на самом ли деле такой подход соответствует христианской традиции? Разве не увещает тот же апостол Иоанн христиан прежде всего — не грешить вообще? Какой смысл увещевать, если не грешить — абсолютно невозможно? С точки зрения современных наук о душе, если мы требуем выполнять нечто в принципе неисполнимое — это всего лишь невротизация другого, а вовсе не воспитание и не педагогика! И если внимательнее вслушаться в сегодняшний текст, там апостол ясно говорит: тот, кто соблюдает заповеди Христовы — познал Его. Другими словами, заповеди — не какая-то недостижимая абстракция, которой ни при каких обстоятельствах ты всё равно не сможешь соответствовать, а вполне достижимая, простая и понятная очевидность. Что недостижимого в том, чтобы не воздавать злом за зло? Чтобы не распространять сплетни? Чтобы не нарушать очень конкретные десять заповедей? Регулярно молиться, ходить в храм, помогать нуждающимся? Более того: да любой достойно воспитанный в христианской традиции человек по-иному и поступать не захочет! Для него жизнь по заповедям — такая же естественная, как и процесс дыхания.

Что же, тогда апостол ошибся, говоря, что «все мы много согрешаем»? Вовсе нет! Но надо чётко для себя разделить грех как преступление — когда мы говорим Богу — «да будет воля моя — а не Твоя, Господи!» — и грех как наше состояние удалённости от Его присутствия. Первое — сознательный и произвольный грех — мы в силах не совершать. И если всё же не устояли, впали в грех — тут на самом деле требуется подлинное раскаяние, исповедь и прощение. А вот второе — близость Бога к нам — уже не в нашей власти. Безгрешность, праведность как «правильность жизни», безусловно, привлекает Бога к нам. Но «привлекает» — вовсе не означает, что «безусловно гарантирует».

Как же важно научиться с одной стороны, не грешить и вести максимально праведную жизнь — а с другой, не поддаться соблазну воспринимать её как нечто автоматически гарантирующее нам спасение! Потому что спаcают наc вовсе не сами наши добрые дела — а исключительно Бог, Его добрая воля!..

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем