
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — замечательные слова апостола Иоанна, которые часто становятся поводом для ложного истолкования. Поясню на примере.
Приходит давно воцерковлённый человек на исповедь. Он не совершает преступлений закона Божия, не нарушает заповеди — в меру своих сил и понимания старается жить по-христиански. На исповеди говорит о своих немногих конкретных грехах, которые не сознательные преступления, а скорее свидетельство духовного несовершенства: где-то слишком был рассеян на молитве, с женой поругался, на работе что-то произошло и уныние накатило. А батюшка с недоумением спрашивает: как, и это всё? Вы что, хотите сказать, что больше ничем не согрешили? Вы что, почти безгрешны? А знаете ли вы, уважаемый, что говорит апостол Иоанн о таких, как вы? И дальше — цитата из апостола: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». И припечатав крепко цитатой Писания незадачливого исповедника, батюшка может научить его подробно исповедоваться, что согрешил «делом, словом, помышлением, вкусом, слухом, обонянием, осязанием» — и далее будет не знающий конца и края список грехов. Убедив исповедника, что только такая исповедь, в которой тщательно упомянуты не только настоящие грехи, но даже малейшее движение души в недолжном направлении — батюшка отпустит человека с чувством исполненного долга.
Но вот вопрос: на самом ли деле такой подход соответствует христианской традиции? Разве не увещает тот же апостол Иоанн христиан прежде всего — не грешить вообще? Какой смысл увещевать, если не грешить — абсолютно невозможно? С точки зрения современных наук о душе, если мы требуем выполнять нечто в принципе неисполнимое — это всего лишь невротизация другого, а вовсе не воспитание и не педагогика! И если внимательнее вслушаться в сегодняшний текст, там апостол ясно говорит: тот, кто соблюдает заповеди Христовы — познал Его. Другими словами, заповеди — не какая-то недостижимая абстракция, которой ни при каких обстоятельствах ты всё равно не сможешь соответствовать, а вполне достижимая, простая и понятная очевидность. Что недостижимого в том, чтобы не воздавать злом за зло? Чтобы не распространять сплетни? Чтобы не нарушать очень конкретные десять заповедей? Регулярно молиться, ходить в храм, помогать нуждающимся? Более того: да любой достойно воспитанный в христианской традиции человек по-иному и поступать не захочет! Для него жизнь по заповедям — такая же естественная, как и процесс дыхания.
Что же, тогда апостол ошибся, говоря, что «все мы много согрешаем»? Вовсе нет! Но надо чётко для себя разделить грех как преступление — когда мы говорим Богу — «да будет воля моя — а не Твоя, Господи!» — и грех как наше состояние удалённости от Его присутствия. Первое — сознательный и произвольный грех — мы в силах не совершать. И если всё же не устояли, впали в грех — тут на самом деле требуется подлинное раскаяние, исповедь и прощение. А вот второе — близость Бога к нам — уже не в нашей власти. Безгрешность, праведность как «правильность жизни», безусловно, привлекает Бога к нам. Но «привлекает» — вовсе не означает, что «безусловно гарантирует».
Как же важно научиться с одной стороны, не грешить и вести максимально праведную жизнь — а с другой, не поддаться соблазну воспринимать её как нечто автоматически гарантирующее нам спасение! Потому что спаcают наc вовсе не сами наши добрые дела — а исключительно Бог, Его добрая воля!..
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема