
Анна Тумаркина
Какое было твоё первое слово? Этот вопрос люди довольно часто задают друг другу, но ответ на него знают отнюдь не всегда. Вот и я не знаю, какое первое слово сказала, когда только-только училась говорить. Мама не запомнила, ну а сама я, разумеется, была слишком мала. Однако хорошо помню самое первое слово, сказанное мной в Церкви.
В Церковь я пришла довольно поздно: первый раз зашла в храм ещё студенткой лет семнадцати. Зашла из интереса. Не была тогда еще крещена. До этого много лет была атеисткой, а после исповедовала иудаизм. К семнадцати годам мне оказалось трудно причислить себя к какой-либо религии. Скорее всего, я пребывала в состоянии неосознанного духовного поиска.
Храм находился недалеко от дома, а у меня как раз нашелся час свободного времени. Службы не было, потому в храме я оказалась совершенно одна. Первое, что увидела — свечи. Множество свечей, будто десятки глаз, поблёскивающих в тяжелых латунных подсвечниках. И все эти глаза словно пристально наблюдали за мной. В помещении стоял сладковатый запах, свечи периодически гасли, и всякий раз легкий дымок в ароматном полумраке взлетал к потолку, покрытому фресками.
На стенах я увидела различные иконы: большие и маленькие, старинные и не очень. Особенно хорошо запомнился образ Пресвятой Богородицы с Младенцем в цветах: тогда я не знала его названия, но сразу обратила внимание на ласковое выражение лица Божьей Матери.
Разумеется, я не могла не заметить иконостас и Царские врата. Образ Спасителя в самом центре. Лики святых, обращенные к Нему, величественные, но в то же время кроткие и прекрасные.
Я словно вдохнула в себя новое, огромное впечатление и с выдохом громко прошептала:
— Красота...
Могу с уверенностью сказать, что с этого слова и начался мой путь ко Христу. Позже, уже крестившись, я не переставала удивляться красоте Православия. Красота я чувствовала везде: в удивительной стройности и гармонии Евангельской истории, в церковном изобразительном искусстве, в архитектуре, песнопениях...
И сегодня я каждый день открываю для себя новые грани красоты мира, созданного Богом. Мир спасёт красота, красота Христова — писал Достоевский. И эту красоту я чувствую во всем.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема