
Анна Тумаркина
Какое было твоё первое слово? Этот вопрос люди довольно часто задают друг другу, но ответ на него знают отнюдь не всегда. Вот и я не знаю, какое первое слово сказала, когда только-только училась говорить. Мама не запомнила, ну а сама я, разумеется, была слишком мала. Однако хорошо помню самое первое слово, сказанное мной в Церкви.
В Церковь я пришла довольно поздно: первый раз зашла в храм ещё студенткой лет семнадцати. Зашла из интереса. Не была тогда еще крещена. До этого много лет была атеисткой, а после исповедовала иудаизм. К семнадцати годам мне оказалось трудно причислить себя к какой-либо религии. Скорее всего, я пребывала в состоянии неосознанного духовного поиска.
Храм находился недалеко от дома, а у меня как раз нашелся час свободного времени. Службы не было, потому в храме я оказалась совершенно одна. Первое, что увидела — свечи. Множество свечей, будто десятки глаз, поблёскивающих в тяжелых латунных подсвечниках. И все эти глаза словно пристально наблюдали за мной. В помещении стоял сладковатый запах, свечи периодически гасли, и всякий раз легкий дымок в ароматном полумраке взлетал к потолку, покрытому фресками.
На стенах я увидела различные иконы: большие и маленькие, старинные и не очень. Особенно хорошо запомнился образ Пресвятой Богородицы с Младенцем в цветах: тогда я не знала его названия, но сразу обратила внимание на ласковое выражение лица Божьей Матери.
Разумеется, я не могла не заметить иконостас и Царские врата. Образ Спасителя в самом центре. Лики святых, обращенные к Нему, величественные, но в то же время кроткие и прекрасные.
Я словно вдохнула в себя новое, огромное впечатление и с выдохом громко прошептала:
— Красота...
Могу с уверенностью сказать, что с этого слова и начался мой путь ко Христу. Позже, уже крестившись, я не переставала удивляться красоте Православия. Красота я чувствовала везде: в удивительной стройности и гармонии Евангельской истории, в церковном изобразительном искусстве, в архитектуре, песнопениях...
И сегодня я каждый день открываю для себя новые грани красоты мира, созданного Богом. Мир спасёт красота, красота Христова — писал Достоевский. И эту красоту я чувствую во всем.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема