
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Большая часть отрывка, который мы только что услышали, содержит в себе наставления, касающиеся женщин. Для того, чтобы правильно понять написанное, необходимо восстановить культурно-исторический контекст, в котором были сказаны эти слова.
В иудаизме положение женщины было незавидным. Каждое утро правоверный иудей благодарил Бога за то, что Господь не создал его язычником, рабом или женщиной. Социальные функции женщины были минимальны. Все, что от нее требовалось так это следить за детьми, ухаживать за мужем, заниматься домашними делами и следить за хозяйством, пока супруг не вернется. Ни учиться религиозному закону, ни, тем более, учить женщина не имела права. В синагоге она не принимала участие в службе, но находилась в специально отведенном для нее месте, отдельно от мужчин. Не лучше положение женщины было в религиозной жизни греко-римского мира. Языческие жрицы также не были публичными фигурами и вели зачастую очень уединенный образ жизни, не играя никакой значимой роли в обществе.
Все это входило в резкий контраст с той ситуацией, которая начала складываться в христианских общинах. Именно с приходом христианства роль женщины кардинально переосмысляется. На нее начинают смотреть как на человека. Самый яркий пример — почитание Пресвятой Богородицы в христианской традиции. Женщины сыграли в деле церковной миссии огромную роль. Начиная с жен мироносиц, которые наряду с апостолами-мужчинами пошли проповедовать Евангелие по всему миру, можно перечислить огромное количество женских имен, которые стали своеобразными символами успешной проповеди: равноапостольные царица Елена, Нина Просветительница Грузии, равноапостольная княгиня Ольга и т.д. Сам апостол Павел в своих посланиях постоянно упоминает женщин, которые были одними из ключевых фигур в деле развитии основных им общин. Такой статус женщины имеет твердые богословские основания, которые апостол Павел сформулировал в краткой, но емкой по смыслу фразе: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Свобода кружит голову. Очевидно, появились те, которые правдами и неправдами, пуская в ход все свое женское обаяние, пытались добиться в общинах большего влияния и власти, чем им полагалось. Поэтому апостолу Павлу и приходится осаживать их. Его слова о женской покорности и о спасении через рождение детей — всего лишь напоминание тем, кого переполняют честолюбивые амбиции: «несмотря на свободу, вместо плетения интриг лучше было бы занялись тем, что у вас получается лучше всего просто в силу природы». Речь идет о материнстве и заботе о домашней атмосфере. От этого все останутся в выигрыше. И община, и сама женщина, которая может безраздельно властвовать в своем доме.
Научи же и нас, Господи, видеть свое место в этой жизни, чтобы не навредить окружающим, но принести пользу им и таким образом спасти свою душу для вечности с Тобой.
Чтобы семья Натальи жила в тепле и безопасности

Семья Бакитько – муж, жена и двое маленьких детей – живут в небольшом посёлке в Луганской области, пострадавшем от боевых действий. Несмотря на все испытания супруги сами не падают духом и не дают унывать другим. Они заботятся об одиноких стариках, а ещё не так давно организовали пункт выдачи гуманитарной помощи. Кроме этого, глава семьи своими силами соорудил для всех колодец, ведь посёлок остался без воды.
Полтора года назад супруги, тогда ещё без детей, ютились в разрушенной снарядами пятиэтажке. Их квартира чудом уцелела – единственная во всём здании, но оставаться долго в ней было нельзя. Добрые люди помогли семье перебраться в частный старый дом. Внутри он сильно обветшал, и супруги начали самостоятельно приводить его в порядок. На выручку им пришли соседи и православная служба «Милосердие Казань». Сотрудники и волонтёры службы регулярно поддерживают жителей Луганской Народной Республики, в том числе привозят гуманитарную помощь и не только. Семье Бакитько передали нужные стройматериалы и помогли с ремонтом, который завершился этой весной. А недавно для них закупили генератор и солнечные батареи, чтобы в доме были свет и тепло.

Сейчас сотрудники службы «Милосердие Казань» хотят поддержать семью Фроловых из Саратовской области. Наталья с сестрой и тремя детьми живут в старом сельском доме. Там чисто, светло и уютно, но при этом сыро и холодно. Недавно сломался их газовый котёл и его необходимо заменить. Обе женщины работают, но позволить себе новый котёл не могут.
На сайте православной службы «Милосердие Казань» открыт сбор на помощь семье с тремя детьми, и у вас есть возможность принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Влияние Первого Вселенского Собора на жизнь Западной Церкви». Георгий Захаров
У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о том, как решения и постановления Первого Вселенского Собора 325-го года отразились в жизни Западной Церкви в последующие века.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора; (эфир 16.06.2025)
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора; (эфир 17.06.2025)
Третья беседа с Георгием Захаровым была посвящена постановлениям Собора, связанным с устройством и жизнью Церкви; (18.06.2025)
Четвертая беседа с Петром Пашковым была посвящена отражению решений Собора в последующей жизни Восточной Церкви. (19.06.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 60-летие зам.главного редактора журнала «Фома» Владимира Гурболикова, начало журнала «Фома»;
— День начала Великой Отечественной войны;
— Тема ВОВ в искусстве, музыке и кино;
— Проповедь Православия в современном мире, миссионерство в интернете;
— Интервью Патриарха Кирилла изданию «Коммерсантъ» в преддверии Петербургского международного экономического форума.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер