1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Благодаря писателю Дж. Свифту, многие из нас знают о существовании таких сказочных стран как Лилипутия и Блефуску. С друг другом они находились в непримиримой вражде и вели кровопролитные войны. Как говорят, их причиной стал разный подход к тому, с какой стороны следует разбивать вареное яйцо, с тупой или острой. Вопрос был настолько принципиальным, что люди не задумываясь шли на смерть, лишь бы не разбивать яйца с острого или тупого конца. Книги оппонентов считались еретическими, запрещались и сжигались, а некогда в единой церкви произошел раскол. Обе стороны обвиняли друг друга в нарушения основного догмата великого пророка. Представьте, как смешно все это казалось гиганту Гулливеру. Это художественное преувеличение прекрасно иллюстрирует ту ситуацию, в которую пытались вовлечь общину христиан города Эфес некоторые из ее наиболее ярких представителей. Назревал раскол. Поэтому апостол Павел и пишет письмо своему ученику, эфесскому предстоятелю, епископу Тимофею.
Эфес был городом многонациональным. А потому и христианская община была здесь довольно пестрой. Каждый, принимая христианство, приносил сюда свой опыт предшествующих религиозных странствований. В христианах из язычников жила память о разного рода мифах, преданиях и легендах, которые рассказывали о действии в нашей жизни божественных или демонических сущностей; память о гадании, ворожбе, астрологии, магии. В христианах из иудеев жила страсть к копанию в прошлом своего рода, скрупулезной реконструкции своего генеалогического древа. Вот это все Павел и называет баснями и бесконечными родословиями. Беда была не в том, что после крещения это продолжало жить в сознании людей. От прошлого человек может избавляться долго и мучительно. Это естественный процесс. Беда в том, что этот опыт люди воспринимали очень серьезно и продолжали его развивать уже будучи христианами. Он был положен во главу угла их духовной жизни. Причем в такой степени, что между членами одной общины происходили ожесточенные споры буквально на пустом месте.
Апостол Павел призывает Тимофея увещевать смутьянов. Он должен напомнить им, что подлинная христианская жизни несравненно проще. Все, о чем мы должны думать, чего желать, к чему стремиться — это любовь к ближнему от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры. Эти слова апостола Павла обращены и к нам. Ведь и мы приходим в Церковь со своими предрассудками, которые кажутся нам принципиально важными, и которые мы готовы отстаивать до разногласия и даже вражды с нашими родственниками по вере. А потому присмотримся к себе внимательней. Ведь порой, с той высоты, с которой на нас смотрит Господь, эти раздоры могут выглядеть всего лишь как война между жителями Лилипутии и Блефуску.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!