
1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя верующему человеку, если он оказался в непростых жизненных обстоятельствах? Если его окружает стена непонимания, а, возможно, и неприятия? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Согласитесь, порой мы очень требовательно относимся к своим начальникам. Особенно если это начальник церковный. Нам хотелось бы видеть в предстоятеле общины человека мудрого, рассудительного, степенного. Человека справедливого, но в то же время исполненного милости, снисхождения и любви. Наверное, именно поэтому мы с подозрением относимся к молодым руководителям. Особенно если речь идёт о тех профессиях, где ценится практический опыт жизни. Поэтому для разрешения трудных бытовых вопросов мы зачастую идём не к молодым священникам. «Что он может знать об этом мире», — думаем мы. Нам нужен житейски опытный человек. Одним словом, требования к руководителям у нас всегда довольно высокие. На молодых мы смотрим критически.
Тимофей, которому адресован только что прозвучавший отрывок, как раз и был начальником. Павел поставил его епископом города Ефес. Это был крупный торговый и культурный центр на западном побережье Малой Азии. И здесь была большая христианская община. Община не простая. Исполненная внутренних противоречий. Проблема заключалась в том, что Тимофей был молод. Слово, которое использует Павел, упоминая о его возрасте, даёт основания полагать, что Тимофей был военнообязанный. По законам того времени, таковыми считались мужчины до 45 лет. Конечно, уже не ребёнок. Но и до почтенного возраста ещё далеко. И, видимо, не все ефесские христиане всерьёз относились к Тимофею. Не таким они видели своего духовного учителя и лидера. Слишком юн.
Поэтому апостол Павел даёт Тимофею практический совет. Чтобы не давать поводов для критики и пересудов, ему необходимо внимательно относиться к своему поведению. А именно — соблюдать три правила. Во-первых, быть образцом в христианском образе жизни. На деле проявлять в отношениях с людьми любовь и веру, а в личной жизни хранить чистоту. Во-вторых, Павел завещает Тимофею развиваться не только духовно, но также интеллектуально. Он должен заниматься своим образованием, а также не забывать о деле просвещения людей, которые только приходят в Церковь. Наконец, в-третьих, Тимофей должен исполнять свои епископские обязанности: совершать богослужение, а также заботиться о сохранении чистоты церковного учения.
Советы апостола Павла касаются и всякого из нас. В какой бы ситуации мы ни оказались, не важно, как к этому относятся окружающие. Соответствуем мы в их представлении тем обязанностям, которые на нас возложены или нет. Наша задача не паниковать. Не допускать страх в своё сердце. Не стремиться оправдаться или доказать что-то тем, кто нас окружает. Тем более, не злиться, не спорить, не вступать в конфликты. Главное, о чём мы призваны думать, как нам впустить в эту новую область своей жизни Бога. Как довериться Ему и позволить направить меня в своей деятельности. Для этого можно последовать советам апостола Павла. С мыслью о Христе и о пользе, которую я могу принести своим ближним, все свои силы, всё своё внимание сосредоточить на собственном интеллектуальном и духовном развитии. А также честно и добросовестно исполнять те обязанности, которые от нас требуют обстоятельства. Это тот максимум, который мы можем сделать со своей стороны. И его достаточно для того, чтобы всё остальное Господь Сам сделал за нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема