Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Тема, которая неизбежно будоражит умы наших современников, — это тема денег, особенно же денег церковных. Волнует наших современников и то, что представители Церкви уделяют особое внимание общению с состоятельными людьми, в этом общении многие склонны видеть нашу меркантильность. Но вот в чём дело: апостолы Христовы тоже общались с теми, кого можно назвать богатыми, более того, апостол Павел дал своему ученику Тимофею наставления относительно того, как должно строиться взаимодействие с обеспеченными людьми. Об этом мы можем прочитать в 6-й главе Первого послания к Тимофею, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;

18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,

19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,

21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует, что гордыня сопровождала человека фактически с момента его сотворения Богом: Адам и Ева имели зачатки гордыни, в конечном же итоге это привело их к непослушанию Богу и грехопадению. В дальнейшем потомки первых людей оказались в плену собственной гордыни, и в той или иной форме она проявляется практически во всех наших мыслях, словах и действиях. Даже в состоянии глубоко греховного падения мы умудряемся видеть себя людьми особенными, не такими, как все прочие. Мы вообще в любом из возможных состояний способны ответить на вопрос о том, чем мы отличаемся от других людей. Сама по себе эта способность свидетельствует о нашем непрестанном размышлении о своём собственном месте в этом мире. Конечно, Писание и святоотеческие творения призывают нас всеми силами бороться с проявлениями собственной гордыни, но победить её в полной мере едва ли возможно, ведь все мы несём в себе последствия греха наших прародителей. Но если мы способны гордиться своими грехами, то жизненный успех в какой-либо сфере почти неизбежно приводит к превозношению над окружающими. Конечно, здесь есть масса оговорок, но общий принцип именно таков, по этой причине своё увещевание относительно общения с богатыми людьми апостол Павел начинает с того, чтобы напомнить Тимофею о необходимости призывать богачей не думать о себе высоко, а также не полагать, будто бы с помощью денег можно решить абсолютно все вопросы.

Мысль апостола Павла понятна и очевидна, но такой она является лишь до той поры, пока человек не обретёт определённый общественный и финансовый статус. После же их обретения может начать казаться, что деньги открывают абсолютно все двери, однако это, конечно же, ошибка, и, к примеру, за деньги невозможно приобрести искренних преданных друзей, не способны деньги и избавить от смерти, а значит и от ответа перед Богом за свою жизнь, за то, каким образом человек распорядился данными ему от Бога талантами, дарованиями и материальными средствами.

Апостол Павел напоминает, что деньги могут стать прекрасным инструментом для достижения вечной жизни, в том случае, если обладающий ими человек сумеет должным образом распорядиться своим богатством, и здесь же апостол написал о том, как можно это сделать: Павел призвал Тимофея увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1Тим. 6:18). Тот путь, который предложил апостол Павел, довольно прост, быть щедрым, в том случае, если позволяет материальный достаток, значительно проще, чем, скажем, монашеское делание с его отречением от всего мирского, это проще и трудов многодетной матери из малообеспеченной семьи. Дай Бог, чтобы люди, которым Господь дал возможность обладать многим, услышали слова апостола Павла и восприняли их как руководство к действию!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем