1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Тема, которая неизбежно будоражит умы наших современников, — это тема денег, особенно же денег церковных. Волнует наших современников и то, что представители Церкви уделяют особое внимание общению с состоятельными людьми, в этом общении многие склонны видеть нашу меркантильность. Но вот в чём дело: апостолы Христовы тоже общались с теми, кого можно назвать богатыми, более того, апостол Павел дал своему ученику Тимофею наставления относительно того, как должно строиться взаимодействие с обеспеченными людьми. Об этом мы можем прочитать в 6-й главе Первого послания к Тимофею, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует, что гордыня сопровождала человека фактически с момента его сотворения Богом: Адам и Ева имели зачатки гордыни, в конечном же итоге это привело их к непослушанию Богу и грехопадению. В дальнейшем потомки первых людей оказались в плену собственной гордыни, и в той или иной форме она проявляется практически во всех наших мыслях, словах и действиях. Даже в состоянии глубоко греховного падения мы умудряемся видеть себя людьми особенными, не такими, как все прочие. Мы вообще в любом из возможных состояний способны ответить на вопрос о том, чем мы отличаемся от других людей. Сама по себе эта способность свидетельствует о нашем непрестанном размышлении о своём собственном месте в этом мире. Конечно, Писание и святоотеческие творения призывают нас всеми силами бороться с проявлениями собственной гордыни, но победить её в полной мере едва ли возможно, ведь все мы несём в себе последствия греха наших прародителей. Но если мы способны гордиться своими грехами, то жизненный успех в какой-либо сфере почти неизбежно приводит к превозношению над окружающими. Конечно, здесь есть масса оговорок, но общий принцип именно таков, по этой причине своё увещевание относительно общения с богатыми людьми апостол Павел начинает с того, чтобы напомнить Тимофею о необходимости призывать богачей не думать о себе высоко, а также не полагать, будто бы с помощью денег можно решить абсолютно все вопросы.
Мысль апостола Павла понятна и очевидна, но такой она является лишь до той поры, пока человек не обретёт определённый общественный и финансовый статус. После же их обретения может начать казаться, что деньги открывают абсолютно все двери, однако это, конечно же, ошибка, и, к примеру, за деньги невозможно приобрести искренних преданных друзей, не способны деньги и избавить от смерти, а значит и от ответа перед Богом за свою жизнь, за то, каким образом человек распорядился данными ему от Бога талантами, дарованиями и материальными средствами.
Апостол Павел напоминает, что деньги могут стать прекрасным инструментом для достижения вечной жизни, в том случае, если обладающий ими человек сумеет должным образом распорядиться своим богатством, и здесь же апостол написал о том, как можно это сделать: Павел призвал Тимофея увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1Тим. 6:18). Тот путь, который предложил апостол Павел, довольно прост, быть щедрым, в том случае, если позволяет материальный достаток, значительно проще, чем, скажем, монашеское делание с его отречением от всего мирского, это проще и трудов многодетной матери из малообеспеченной семьи. Дай Бог, чтобы люди, которым Господь дал возможность обладать многим, услышали слова апостола Павла и восприняли их как руководство к действию!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.