
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня перед нами — один из достаточно сложных для понимания текстов. Стоит открыть сегодняшний апостольский отрывок на церковно-славянском языке — и невозможно не изумиться некоторым фразам. Например, самый первый стих звучит так: Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят. Как можно «свирипеть о Христе»?
Какие же интересные пути переводов! В греческом тексте апостольского послания стоит глагол «καταστρηνιάω», переведённый на славянский как «рассвирепеть» — причём «о Христе», а в русском синодальном переводе мы вообще видим целую фразу: «впадая в роскошь в противность Христу». Но — и это ещё не конец! В тексте Вульгаты — латинском переводе Библии — использован глагол luxurio — буйствовать, избыточествовать силами, переливаться через край. К слову, однокоренное с современным «лакшери».
И теперь — самое интересное! Греческий глагол «καταστρηνιάω» означает презрительно отмахиваться, относиться с брезгливостью, пренебрежением. А теперь давайте соберём все эти варианты переводов и поместим их в контекст слов апостола.
Итак, речь идёт о молодых вдовицах, которые быстро сообразили, что их статус «несчастненьких», обездоленных открывает большие возможности: их жалеют, их принимают в гости, их всячески привечают и поддерживают. Причём — естественно — не в домах бедняков, а у вполне состоятельных людей. Оказываясь в непривычной, «люксовой», обстановке, они начинают вести себя дерзко, развязанно, болтают что ни попадя. Образ Христа — нищего страдальца — становится для них источником претыкания, они смотрят на него уже не с прежним благоговением и почтением, а с вызовом — действительно, «свирипеют об Христа». Тот, Кто раньше был их объектом поклонения — из позиции роскоши становится камнем преткновения и раздражения. Их сознание начинает фонтанировать фантазиями на тему, какой могла бы стать их жизнь, если кто-то из богатых возьмёт к себе в жёны. И ради этого — они, увы, готовы на слишком многое...
Вот это и становится предметом укора апостола. Он решительно против праздности, «лакшери» и распущенности: если молодой вдове не хватает мужества оставшуюся жизнь целиком отдать служению Богу, то лучше ей вступить в законный брак, рожать детей, трудиться на благо семьи — и в этом обрести не только семейное счастье, но и спасение. И тогда ей не придётся «спотыкаться об Христа» — как неизбежно будет, если она останется на крючке развлечений богатых, неожиданно ставших доступными.
Очень важную мысль мы можем вынести из сегодняшнего чтения. Христос может быть не только источником надежды, веры и вдохновения. Когда неожиданно у человека всё становится «слишком хорошо» в житейском смысле — Христос может начать восприниматься и как помеха, препятствующая жизни по стихиям мира сего разворачиваться «на всю катушку». И если где-то такой помысел только-только начинает возникать — значит, мы подошли к самому краю обрыва, и, если не остановимся, — неизбежно потеряем и вечные блага — да и временные быстро рассеются, как дым и морок!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема