1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня перед нами — один из достаточно сложных для понимания текстов. Стоит открыть сегодняшний апостольский отрывок на церковно-славянском языке — и невозможно не изумиться некоторым фразам. Например, самый первый стих звучит так: Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят. Как можно «свирипеть о Христе»?
Какие же интересные пути переводов! В греческом тексте апостольского послания стоит глагол «καταστρηνιάω», переведённый на славянский как «рассвирепеть» — причём «о Христе», а в русском синодальном переводе мы вообще видим целую фразу: «впадая в роскошь в противность Христу». Но — и это ещё не конец! В тексте Вульгаты — латинском переводе Библии — использован глагол luxurio — буйствовать, избыточествовать силами, переливаться через край. К слову, однокоренное с современным «лакшери».
И теперь — самое интересное! Греческий глагол «καταστρηνιάω» означает презрительно отмахиваться, относиться с брезгливостью, пренебрежением. А теперь давайте соберём все эти варианты переводов и поместим их в контекст слов апостола.
Итак, речь идёт о молодых вдовицах, которые быстро сообразили, что их статус «несчастненьких», обездоленных открывает большие возможности: их жалеют, их принимают в гости, их всячески привечают и поддерживают. Причём — естественно — не в домах бедняков, а у вполне состоятельных людей. Оказываясь в непривычной, «люксовой», обстановке, они начинают вести себя дерзко, развязанно, болтают что ни попадя. Образ Христа — нищего страдальца — становится для них источником претыкания, они смотрят на него уже не с прежним благоговением и почтением, а с вызовом — действительно, «свирипеют об Христа». Тот, Кто раньше был их объектом поклонения — из позиции роскоши становится камнем преткновения и раздражения. Их сознание начинает фонтанировать фантазиями на тему, какой могла бы стать их жизнь, если кто-то из богатых возьмёт к себе в жёны. И ради этого — они, увы, готовы на слишком многое...
Вот это и становится предметом укора апостола. Он решительно против праздности, «лакшери» и распущенности: если молодой вдове не хватает мужества оставшуюся жизнь целиком отдать служению Богу, то лучше ей вступить в законный брак, рожать детей, трудиться на благо семьи — и в этом обрести не только семейное счастье, но и спасение. И тогда ей не придётся «спотыкаться об Христа» — как неизбежно будет, если она останется на крючке развлечений богатых, неожиданно ставших доступными.
Очень важную мысль мы можем вынести из сегодняшнего чтения. Христос может быть не только источником надежды, веры и вдохновения. Когда неожиданно у человека всё становится «слишком хорошо» в житейском смысле — Христос может начать восприниматься и как помеха, препятствующая жизни по стихиям мира сего разворачиваться «на всю катушку». И если где-то такой помысел только-только начинает возникать — значит, мы подошли к самому краю обрыва, и, если не остановимся, — неизбежно потеряем и вечные блага — да и временные быстро рассеются, как дым и морок!
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.