1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня перед нами — один из достаточно сложных для понимания текстов. Стоит открыть сегодняшний апостольский отрывок на церковно-славянском языке — и невозможно не изумиться некоторым фразам. Например, самый первый стих звучит так: Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят. Как можно «свирипеть о Христе»?
Какие же интересные пути переводов! В греческом тексте апостольского послания стоит глагол «καταστρηνιάω», переведённый на славянский как «рассвирепеть» — причём «о Христе», а в русском синодальном переводе мы вообще видим целую фразу: «впадая в роскошь в противность Христу». Но — и это ещё не конец! В тексте Вульгаты — латинском переводе Библии — использован глагол luxurio — буйствовать, избыточествовать силами, переливаться через край. К слову, однокоренное с современным «лакшери».
И теперь — самое интересное! Греческий глагол «καταστρηνιάω» означает презрительно отмахиваться, относиться с брезгливостью, пренебрежением. А теперь давайте соберём все эти варианты переводов и поместим их в контекст слов апостола.
Итак, речь идёт о молодых вдовицах, которые быстро сообразили, что их статус «несчастненьких», обездоленных открывает большие возможности: их жалеют, их принимают в гости, их всячески привечают и поддерживают. Причём — естественно — не в домах бедняков, а у вполне состоятельных людей. Оказываясь в непривычной, «люксовой», обстановке, они начинают вести себя дерзко, развязанно, болтают что ни попадя. Образ Христа — нищего страдальца — становится для них источником претыкания, они смотрят на него уже не с прежним благоговением и почтением, а с вызовом — действительно, «свирипеют об Христа». Тот, Кто раньше был их объектом поклонения — из позиции роскоши становится камнем преткновения и раздражения. Их сознание начинает фонтанировать фантазиями на тему, какой могла бы стать их жизнь, если кто-то из богатых возьмёт к себе в жёны. И ради этого — они, увы, готовы на слишком многое...
Вот это и становится предметом укора апостола. Он решительно против праздности, «лакшери» и распущенности: если молодой вдове не хватает мужества оставшуюся жизнь целиком отдать служению Богу, то лучше ей вступить в законный брак, рожать детей, трудиться на благо семьи — и в этом обрести не только семейное счастье, но и спасение. И тогда ей не придётся «спотыкаться об Христа» — как неизбежно будет, если она останется на крючке развлечений богатых, неожиданно ставших доступными.
Очень важную мысль мы можем вынести из сегодняшнего чтения. Христос может быть не только источником надежды, веры и вдохновения. Когда неожиданно у человека всё становится «слишком хорошо» в житейском смысле — Христос может начать восприниматься и как помеха, препятствующая жизни по стихиям мира сего разворачиваться «на всю катушку». И если где-то такой помысел только-только начинает возникать — значит, мы подошли к самому краю обрыва, и, если не остановимся, — неизбежно потеряем и вечные блага — да и временные быстро рассеются, как дым и морок!
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»