
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
Глава 3.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Днём рождения Христианской Церкви является праздник Пятидесятницы, когда на апостолов, учеников Иисуса Христа, в виде огненных языков пламени сошла благодать Святого Духа. Начиная с этого момента Церковь начала жить и развиваться. Древняя Церковь по своему устройству довольно сильно отличалась от современной. В ней имелись виды или чины служения, которые затем перестали существовать. К исчезнувшим видам служения относится, например, апостольство.
Апостолы были избраны лично Христом, и никто иной уже не мог апостолов назначить. Соответственно, к концу первого — началу второго веков апостольство как чин исчезло вместе с его носителями. Утратили свою актуальность и такие служения, как пророки (особые проповедники и прорицатели) и экзорцисты (гонители злых духов). Другие же чины служения, возникшие в ранние века христианства, в Церкви остались и существуют сегодня. Например, диаконы.
Диаконство как вид служения был установлен самими апостолами. Диаконы стали помощниками учеников Христа в хозяйственном устроении церковных общин. Впоследствии эта обязанность с диаконов была фактически снята, и они теперь исполняют функцию помощников епископа или священника в совершении богослужения. Ещё одним чином, появившимся благодаря апостолам, стало священство или пресвитерство. Пресвитеры были поставлены руководителями основанных апостолами общин. В их обязанность входило совершение богослужений, проповедь Евангелия и пастырская забота о членах общины.
Древняя Церковь не знала различий между епископом и пресвитером. Во всяком случае — такой вывод мы можем сделать из сегодняшнего чтения. Апостол Павел, направляя обширное послание своему ученику Тимофею, ставшему епископом в Эфесе, упоминает только два чина церковного служения. Это епископ и диакон. О пресвитере (священнике) Павел умалчивает. В чём же состоит причина? Действительно — первоначально епископское и священническое служение в христианстве были плотно переплетены, фактически представляя собой единую форму. Но довольно скоро в разделении возникла необходимость.
О ней, в частности, говорит блаженный Иероним Стридонский. В его толковании на книгу Деяний святых апостолов мы находим следующие мысли. Епископское служение, как отличное от священнического, понадобилось тогда, когда число христиан умножилось, а в одном и том же городе появлялось сразу несколько приходских общин. Каждая из них возглавлялась пресвитером-священником. Чтобы не было среди них споров и ссор, и было введено отдельное епископское служение. Епископу же Церковь поручила рукополагать (то есть поставлять) новых священников и диаконов.
Произошедшее изменение не изменило, впрочем, тех строгих требований в отношении клириков, о которых (требованиях) мы слышали в прозвучавшем чтении. Вне зависимости от степени посвящения (особенностей сана) служитель Церкви должен быть искренне верующим, честным, совестливым, нежадным, милосердным человеком. Но есть у каждого типа служения и свои особенности. Так, диакон, с библейской точки зрения, призван всё же не просто украшать своим голосом богослужение, но быть ответственным за хозяйственные нужды прихода. И, может быть, стоит вернуть диаконам их изначальные обязанности?
Особенность служения пресвитера-священника — не только совершение богослужений, таинств и треб, но ещё и проповедь, научение прихожан вере и благочестию. И, наконец, епископ. Он, с одной стороны, заботится о поддержании порядка и благочестия на вверенной ему Церковью территории (епархии). Но он также представляет позицию Церкви и даже защищает её перед лицом внешних сил. В том числе и в диалоге с государством.
Но опять же — вне зависимости от особенностей служения каждого из церковных чинов — подход к моральной жизни клирика у апостола Павла очень строгий. Ведь нельзя кого-то учить Евангелию и служить Церкви, ведя при этом безнравственный образ жизни. Правоверие должно непременно подкрепляться праводеланием, то есть жизнью по вере!
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







