
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
Глава 3.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Днём рождения Христианской Церкви является праздник Пятидесятницы, когда на апостолов, учеников Иисуса Христа, в виде огненных языков пламени сошла благодать Святого Духа. Начиная с этого момента Церковь начала жить и развиваться. Древняя Церковь по своему устройству довольно сильно отличалась от современной. В ней имелись виды или чины служения, которые затем перестали существовать. К исчезнувшим видам служения относится, например, апостольство.
Апостолы были избраны лично Христом, и никто иной уже не мог апостолов назначить. Соответственно, к концу первого — началу второго веков апостольство как чин исчезло вместе с его носителями. Утратили свою актуальность и такие служения, как пророки (особые проповедники и прорицатели) и экзорцисты (гонители злых духов). Другие же чины служения, возникшие в ранние века христианства, в Церкви остались и существуют сегодня. Например, диаконы.
Диаконство как вид служения был установлен самими апостолами. Диаконы стали помощниками учеников Христа в хозяйственном устроении церковных общин. Впоследствии эта обязанность с диаконов была фактически снята, и они теперь исполняют функцию помощников епископа или священника в совершении богослужения. Ещё одним чином, появившимся благодаря апостолам, стало священство или пресвитерство. Пресвитеры были поставлены руководителями основанных апостолами общин. В их обязанность входило совершение богослужений, проповедь Евангелия и пастырская забота о членах общины.
Древняя Церковь не знала различий между епископом и пресвитером. Во всяком случае — такой вывод мы можем сделать из сегодняшнего чтения. Апостол Павел, направляя обширное послание своему ученику Тимофею, ставшему епископом в Эфесе, упоминает только два чина церковного служения. Это епископ и диакон. О пресвитере (священнике) Павел умалчивает. В чём же состоит причина? Действительно — первоначально епископское и священническое служение в христианстве были плотно переплетены, фактически представляя собой единую форму. Но довольно скоро в разделении возникла необходимость.
О ней, в частности, говорит блаженный Иероним Стридонский. В его толковании на книгу Деяний святых апостолов мы находим следующие мысли. Епископское служение, как отличное от священнического, понадобилось тогда, когда число христиан умножилось, а в одном и том же городе появлялось сразу несколько приходских общин. Каждая из них возглавлялась пресвитером-священником. Чтобы не было среди них споров и ссор, и было введено отдельное епископское служение. Епископу же Церковь поручила рукополагать (то есть поставлять) новых священников и диаконов.
Произошедшее изменение не изменило, впрочем, тех строгих требований в отношении клириков, о которых (требованиях) мы слышали в прозвучавшем чтении. Вне зависимости от степени посвящения (особенностей сана) служитель Церкви должен быть искренне верующим, честным, совестливым, нежадным, милосердным человеком. Но есть у каждого типа служения и свои особенности. Так, диакон, с библейской точки зрения, призван всё же не просто украшать своим голосом богослужение, но быть ответственным за хозяйственные нужды прихода. И, может быть, стоит вернуть диаконам их изначальные обязанности?
Особенность служения пресвитера-священника — не только совершение богослужений, таинств и треб, но ещё и проповедь, научение прихожан вере и благочестию. И, наконец, епископ. Он, с одной стороны, заботится о поддержании порядка и благочестия на вверенной ему Церковью территории (епархии). Но он также представляет позицию Церкви и даже защищает её перед лицом внешних сил. В том числе и в диалоге с государством.
Но опять же — вне зависимости от особенностей служения каждого из церковных чинов — подход к моральной жизни клирика у апостола Павла очень строгий. Ведь нельзя кого-то учить Евангелию и служить Церкви, ведя при этом безнравственный образ жизни. Правоверие должно непременно подкрепляться праводеланием, то есть жизнью по вере!
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. Об угождении Богу

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу».
Об угождении Богу — протоиерей Максим Горожанкин.
Что благоугодно Богу? Это самый важный вопрос, который мы можем услышать из глубины своего сердца. Наша совесть — это тот орган, который может нам ответить на этот вопрос. Каждый день нашей жизни может и должен быть сопряжён с вопросом и ответом на этот вопрос. Что благоугодно Богу? Что благоугодно? Как мне жить, чтобы быть угодным Господу?
И здесь самое главное, что мы можем Богу принести, — это чистое, искреннее исповедание нашей веры и добрые дела. Мы веруем в Господа, мы делаем добро нашим ближним.
Верующим в душе можно быть очень долго, но бесплодно. А верующим на деле быть сложнее. И вот наша задача, как христиан, быть верующими на деле. В чём да поможет нам Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. О дружбе во Христе

Сегодня 9 июня. Международный день друзей.
О дружбе во Христе — игумен Назарий Рыпин.
Христос сказал апостолам: «Вы друзи есте», то есть Он сказал, что они Его друзья. И, безусловно, человек, как существо социальное, имеет потребность в общении. Такими сотворил нас Господь. Это базовая потребность человеческого естества, человеческой души, возможность общаться.
Ну и, конечно же, во Христе нам открывается иное измерение этой потребности — это духовная дружба. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что встретить настоящего духовного друга — это великий дар Божий и очень большая редкость.
Но тем не менее, прежде всего, мы должны стремиться стать, действительно, как апостолы, друзьями Божьими своей жизнью. И через верность Ему, через исполнение Его святых заповедей. И тогда в Боге для нас откроется очень много людей, которых мы по-настоящему сможем назвать своими друзьями.
Но тайна ещё в том открывается, что чтобы иметь много друзей, надо быть другом для многих. Когда мы учимся дружить со многими и приходить на помощь многим, и многие в ответ помогают нам и стремятся быть нашими друзьями. Об этом нельзя забывать, что это прежде всего обращено к нам. Не мы должны искать друзей, а нам нужно стараться быть другом для многих.
Все выпуски программы Актуальная тема