1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — окончание послания апостола Павла к своему верному ученику Тимофею. Апостол желает пробудить в Тимофее рвение, воодушевить его и подбодрить. И делает он это двумя способами.
С одной стороны, он ориентирует его на будущие свершения. Не случайно поэтому Павел называет Тимофея «человеком Божиим». В Священном Писании так обращались к великим праведникам, таким, как, например, пророки Моисей и Самуил. При этом Павел перечисляет те добродетели, которые должен приобрести его ученик. Тимофею необходимо преуспевать в правде, то есть, поступать по совести по отношению к Богу и людям. Он должен быть благочестив, то есть, никогда не забывать, что его жизнь проходит в присутствии Бога; должен иметь веру, иными словами, хранить верность и преданность Творцу в любой ситуации; должен хранить любовь по отношению к Богу и ближним. Наконец, ему необходимо иметь терпение и кротость. То есть, обладать постоянством в вере, несмотря на разного рода жизненные невзгоды, а также не впадать в ярость, если по отношению к нему поступят несправедливо.
Помимо того, что апостол задает Тимофею такую высокую планку, на которую ему необходимо ориентироваться в будущем, Павел вдохновляет его воспоминаниями о прошлом — напоминает о тех обетах, которые он давал во время крещения. И самый главный из них заключается в том, что Тимофей признал Иисуса Христа Господом и Богом, Который ради нашего спасения стал человеком, пострадал, воскрес и однажды вернется, чтобы судить этот мир. По сути, апостол приводит на память своему ученику тот символ веры, который крещаемый произносил во время таинства как клятву, обещая хранить верность Спасителю и Его Церкви, а именно, пройти тот же путь, который однажды прошел Господь.
Перед нами замечательный пример пастырской поддержки, да и просто братского отношения к своему ближнему. Желая побудить Тимофея к лучшему, апостол Павел не напоминает ему о его слабостях. Не призывает думать о своей греховности. Ведь, когда мы призываем человека к свершениям, указав при этом на его недостатки, мы нередко тем самым подавляем его. Иной при этом может даже в отчаянии опустить руки. Однако всякий чувствует вдохновение, если в первую очередь показать ему, кем он может стать, как он может раскрыть тот потенциал, который заложен в нем Богом. Способность относиться к ближнему именно так — признак подлинной веры в человека и любви к нему. А это важные качества, которыми обладает истинный последователь Христа Спасителя.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











