1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Наверняка, для многих современных людей, незнакомых с традицией Священного Писания, эти слова апостола Павла прозвучат как некий ужасный и возмутительный архаизм, ведь апостол, как кажется, утверждает то, с чем наше просвещенное общество пытается бороться: Павел пишет, что женщинам нельзя ни учить, ни быть во власти, но пребывать в безмолвии и подчинении, а еще он пишет, что женщина если и может спастись, то только через рождение детей. Основной аргумент апостола прост: в библейском раю именно Ева стала объектом соблазнения змея, Адам же пал через Еву.
На фоне этих размышлений Павла совершенно незамеченной остается другая его мысль, в свете которой, собственно, и нужно прочитывать этот отрывок Первого послания к Тимофею. Эту мысль апостол высказал в самом начале своих рассуждений относительно женщин в христианском обществе. Вот, что он написал и что, как правило, остается вне нашего внимания: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
Всё, что апостол написал далее, является по сути развитием этой мысли. Существуют всем прекрасно известные особенности каждого из полов, конечно, бывают исключения, но общее правило, которое большинство из нас в себе ощущает таково: мужчинам свойственно добиваться своих целей, невзирая ни на что, зачастую в массовой культуре мужчины представлены как некие высокомерные драчуны, которые мгновенно и совершенно однозначно реагируют на какое-либо пренебрежительное отношение к себе. Мальчики с самого раннего детства вынуждены постоянно отстаивать свою честь кулаками, мальчикам категорически не рекомендуется плакать, мальчики должны стоически переносить боль. Ну а женщины, с точки зрения все той же массовой культуры, — это существа иного рода, их интересы сосредоточены вокруг украшения самих себя, плакать им дозволяется, а вот проявлять агрессию, напротив, крайне нежелательно.
Апостол Павел взял два этих распространенных воззрения и попытался их преобразовать в христианском ключе, он написал, что мужчины должны «на всяком месте» произносить молитвы «без гнева и сомнения». Но ведь сама по себе молитва противоречит устоявшемуся в обществе образу эталонного мужчины, тем более этому образу противоречит молитва без гнева. Довольно сложно представить героев многочисленных боевиков в состоянии бесстрастной молитвы, ведь эти герои исповедуют совершенно противоположный подход к жизни и к решению возникающих проблем, а если вспомнить Евангелие, то Христовы апостолы зачастую пытались действовать так, как то предполагают фильмы: апостол Петр отрубил ухо слуге первосвященника и был готов сражаться дальше, а братья Иаков и Иоанн предлагали свести огонь с неба для того, чтобы уничтожить селение самарян.
Этим последним Господь Иисус Христос запретил предпринимать какие-либо насильственные действия и с горечью высказал замечание: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55–56). Слова апостола Павла — о том же, суть его мысли состоит в том, что каждый христианин, вне зависимости от своего пола, должен бороться с проявлениями в себе ветхого человека, того человека, который ведет себя не как ученик пришедшего спасть Христа, а как одинокий борец за собственное выживание.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











