
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 280 зач., I, 15-17.
Глава 1.
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой краткое, но удивительное по силе уверение апостола, которое он обращает не только к своему ученику Тимофею, но и вообще ко всем тем, кто будет веровать во Христа в будущем. Иногда, читая Священное Писание, люди говорят, что мысль апостола может относиться к реалиям его времени, что сейчас все изменились и многое должно быть оценено по-другому. В каких-то редких случаях такое рассуждение бывает уместно, но не тогда, когда речь идет о самой сути благовестия. Причем благовестия в прямом смысле слова, потому что обращение апостола очень радостное и ободряющее.
Человеку, который воцерковляется, часто приходится приобретать навыки, с которыми не знакомы люди светские. Он начинает оценивать свои поступки не только как правильные или неправильные, но и как греховные и добродетельные, связанные с исполнением заповедей.
Кажется, что тут особенного? Вот хороший поступок, вот плохой, вот греховный, а вот добродетельный, но все оказывается совсем не так просто. Способность к рассуждению — особое искусство, которому учатся с большим трудом. Гораздо проще, оказывается, впасть в одну из двух крайностей: не видеть своих грехов или напротив — считать, что все, что ты делаешь — грех. Первое приводит к полной расслабленности, второе к унынию, но самое интересное, что и то и другое приводит к практически полному бездействию. Одни не видят смысла в исправлении, потому что не видят, что исправлять, другие, потому что теряют надежду, на то, что смогут исправить.
Беспечность, конечно, опасное состояние и в Писании есть слова, обличающие тех, кто отказывается видеть свои грехи, но уныние, как состояние, гораздо опаснее, потому что человек все видит, но делать ничего не хочет, так как потерял всякую надежду.
Есть, правда, у этого состояния и более легкая, но не менее опасная форма. Был у меня один знакомый, который начал ходить в храм. Человек он был решительный и сразу взялся делать все как надо. В итоге, правда, ничего не вышло. Посмотрев на христианскую жизнь и не совсем разобравшись с тем, что в ней главное, а что второстепенное, он сказал: столько заповедей и правил, я никогда этого не потяну, никогда не смогу соблюдать все это. И ушел не став разбираться.
Сегодняшнее чтение — часть первой главы послания апостола Павла к Тимофею, то есть послания учителя к ученику. При этом апостол не смущается и говорит о своей греховности. Он стремился быть праведником, но в итоге стал воинствовать против Христа. Одна мысль об этом, если начать в ней копаться, может парализовать всю духовную жизнь, но апостол понимает, что надо идти дальше. Сказав несколько слов о своем прежнем состоянии, он говорит о Христе, Который пришел спасти грешников. Этот факт он ощущает как вполне достоверный и заслуживающий всяческого внимания. Человек бывает зациклен на себе и своих проблемах, но это очень быстро становится утонченной формой гордыни, обращенностью на себя. Апостол говорит, что подход должен быть иным. Даже если ты ощущаешь себя первым грешником, грешником в первую очередь, самым грешным. Все это важно, но без памяти о Христе приводит лишь к унынию и отчаянию. Вместе же с памятью о Том, Кто тебя спас, все это рождает в сердце благодарность. Какими бы грешными ни были люди, у них всегда есть надежда, потому что Христос для того и пришел, чтобы помиловать и явить им свое долготерпение...
«Пианино»

Фото: Yan Krukau / Pexels
Наша с супругой дочь пошла в музыкальную школу, когда ей было шесть лет. Оказалось, что у неё абсолютный слух, занятия её увлекали, но пианино в нашем доме не было. В то время мы не могли себе его позволить. И вот, перед Новым годом я наткнулся в интернете на объявление, вселяющее надежду: «Отдам качественное японское электропианино в хорошие руки, цена обсуждается...». Я набрал номер, и пока шли гудки, мой взгляд остановился на календаре — было 19 декабря — День памяти Николая Чудотворца. В голове промелькнула мысль: «Николай Угодник, помоги». Тут гудки прервались, мне ответил мужчина. И он представился... Николаем!
Я рассказал про дочь и обозначил сумму, которую готов заплатить за инструмент. Мы немного поговорили, и он обещал подумать. Тем же вечером Николай позвонил и сказал, что согласен. Утром, накануне Нового года, он сам привёз инструмент. К счастью, электропианино, в отличие от классического фортепиано, весит не так много — мы без проблем занесли его в квартиру.
Дочка была счастлива! А жена даже немного прослезилась от радости — ведь, это и для неё было неожиданностью! И для меня это утро стало по-настоящему радостным и праздничным! Спасибо Николаю и его небесному покровителю!
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
Деяния святых апостолов

Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Начну с очень странного вопроса: любите ли вы фильмы... с открытым финалом? Когда после просмотра остаётся устойчивое впечатление, что история-то так и непонятно, чем завершилась в итоге?
Отрывок из 19-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает, что именно делали апостолы в ситуации «открытого финала» судьбы обращающегося в христианство человека. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Повествование книги Деяний — а именно история с ефесскими учениками, принявшими крещение от Иоанна — но не воспринявшие Святой Дух — очень хорошо показывает, что путь ко Христу может начаться с недостаточного знания — и в этом нет абсолютно ничего предосудительного! «Господь и намерение целует» — говорит святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Пасху: если есть искренняя устремлённость к обретению истины — любой, даже кажущийся не совсем в правильную сторону шаг, действием Промысла Божия обязательно будет скорректирован в своё время.
Мне хочется ещё более заострить эту тему. Одна из важнейших функций Церкви как особого института — и в то же время Богочеловеческого организма — распознавать и помогать завершать такие «открытые финалы», или «незаконченные судьбы». У церковного человека должен быть развит — с позволения сказать, «обострённый духовный нюх» на любое искреннее, глубинное движение человеческой души по направлению к истине, к добру, к подлинной красоте — одним словом, к любому из атрибутов Божественных свойств. Симона Вейль, французская религиозная мыслительница, в одной из своих тетрадей пишет, что «внимание, в своём пределе, превращается в молитву». И куда бы ни обратил свой взгляд захваченный чем-то до предела человек — перед ним начинают открываться такие глубины, которые не могут не вести человека к Богу. Вот что она дальше пишет: «Поэт творит прекрасное, сосредоточив внимание на чём-то реальном. То же происходит и в акте любви... Подлинные ценности — истина, красота и добро — рождаются из одного и того же действия: полного приложения внимания к предмету».
Не в этом ли и заключается важная миссия Церкви сегодня, во времена господства информационного шума, тотальной рассредоточенности и поверхностности — приучать людей к неторопливому, вдумчивому, сфокусированному созерцанию? Ведь если научиться именно такому отношению к жизни — то абсолютно любой объект, или живое существо, или событие — легко могут стать ещё одной ступенькой в распознавании действия Живого Бога и через это — существенного укрепления в вере...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Песня»

Фото: 550Park Luxury Wedding Films / Unsplash
Рано утром выхожу из дома и сажусь в машину. Голова полна мыслей, сегодня столько дел. В спешке завожу двигатель и включается музыка. Отправляюсь на работу под неизвестную мне песню, но этот голос... очень знакомый. И слова... образы, каждый из которых мне так близок: «главное здание МГУ», «нас разделяют 800 километров»... Да это же поёт моя жена! Я-то думал, радио автоматически включилось, а оказалось, что в магнитолу кто-то вставил компакт-диск.
Только сейчас замечаю на пассажирском сиденье скрученную записку, обёрнутую праздничной лентой: «С Днём нашего венчания, любимый! Пусть эта песня напомнит о том, как всё начиналось...».
Слушаю композицию ещё раз пять. Прекрасная музыка, родной голос — звучит потрясающе! А главное — стихи! Они и правда вернули меня на 10 лет назад. Я вспомнил наше знакомство в главном здании МГУ, 800 километров — это расстояние от моего города до её. И наше венчание погожим весенним утром, когда было солнечно и тепло на душе, так же, как и сейчас.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе