
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 280 зач., I, 15-17.
Глава 1.
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой краткое, но удивительное по силе уверение апостола, которое он обращает не только к своему ученику Тимофею, но и вообще ко всем тем, кто будет веровать во Христа в будущем. Иногда, читая Священное Писание, люди говорят, что мысль апостола может относиться к реалиям его времени, что сейчас все изменились и многое должно быть оценено по-другому. В каких-то редких случаях такое рассуждение бывает уместно, но не тогда, когда речь идет о самой сути благовестия. Причем благовестия в прямом смысле слова, потому что обращение апостола очень радостное и ободряющее.
Человеку, который воцерковляется, часто приходится приобретать навыки, с которыми не знакомы люди светские. Он начинает оценивать свои поступки не только как правильные или неправильные, но и как греховные и добродетельные, связанные с исполнением заповедей.
Кажется, что тут особенного? Вот хороший поступок, вот плохой, вот греховный, а вот добродетельный, но все оказывается совсем не так просто. Способность к рассуждению — особое искусство, которому учатся с большим трудом. Гораздо проще, оказывается, впасть в одну из двух крайностей: не видеть своих грехов или напротив — считать, что все, что ты делаешь — грех. Первое приводит к полной расслабленности, второе к унынию, но самое интересное, что и то и другое приводит к практически полному бездействию. Одни не видят смысла в исправлении, потому что не видят, что исправлять, другие, потому что теряют надежду, на то, что смогут исправить.
Беспечность, конечно, опасное состояние и в Писании есть слова, обличающие тех, кто отказывается видеть свои грехи, но уныние, как состояние, гораздо опаснее, потому что человек все видит, но делать ничего не хочет, так как потерял всякую надежду.
Есть, правда, у этого состояния и более легкая, но не менее опасная форма. Был у меня один знакомый, который начал ходить в храм. Человек он был решительный и сразу взялся делать все как надо. В итоге, правда, ничего не вышло. Посмотрев на христианскую жизнь и не совсем разобравшись с тем, что в ней главное, а что второстепенное, он сказал: столько заповедей и правил, я никогда этого не потяну, никогда не смогу соблюдать все это. И ушел не став разбираться.
Сегодняшнее чтение — часть первой главы послания апостола Павла к Тимофею, то есть послания учителя к ученику. При этом апостол не смущается и говорит о своей греховности. Он стремился быть праведником, но в итоге стал воинствовать против Христа. Одна мысль об этом, если начать в ней копаться, может парализовать всю духовную жизнь, но апостол понимает, что надо идти дальше. Сказав несколько слов о своем прежнем состоянии, он говорит о Христе, Который пришел спасти грешников. Этот факт он ощущает как вполне достоверный и заслуживающий всяческого внимания. Человек бывает зациклен на себе и своих проблемах, но это очень быстро становится утонченной формой гордыни, обращенностью на себя. Апостол говорит, что подход должен быть иным. Даже если ты ощущаешь себя первым грешником, грешником в первую очередь, самым грешным. Все это важно, но без памяти о Христе приводит лишь к унынию и отчаянию. Вместе же с памятью о Том, Кто тебя спас, все это рождает в сердце благодарность. Какими бы грешными ни были люди, у них всегда есть надежда, потому что Христос для того и пришел, чтобы помиловать и явить им свое долготерпение...
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы;
— Вход человека в церковную жизнь;
— Визит Папы Римского Льва XIV в Турцию на совместное с празднование 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора и встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем;
— Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны;
Философские клубы и научные дискуссии сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
- «Союз русских женщин». Каролина Коваль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 05.12.2025». Алена Рыпова, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Чудесные события в жизни;
— Новое видео журнала «Фома» «Вся суть христианства за 22 минуты»;
— Отношение современных молодых людей к русской фольклорной музыке;
— Волонтерство сегодня, Патриаршая гуманитарная миссия.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема











