Город Коринф занимал особое место в жизни апостола Павла. Павел бывал в Коринфе дважды. Первый раз он оказался здесь вынужденным образом, поскольку неожиданно для себя не был принят в Афинах. Члены афинского Ареопага презрительно отнеслись к проповеди Павла и не пожелали поверить в Воскресение Иисуса Христа. После этой миссионерской неудачи апостол и отправился в Коринф. Найти в этом городе единомышленников для Павла представлялось делом еще более сложным, чем в Афинах. Коринф, город двух портов, жители которого привыкли жить в довольстве, имел недобрую славу места разгульного и даже развратного. В центре Коринфа располагался храм языческой богини Афродиты, жрицы которой по факту являлись девицами легкого поведения. Можно предположить, что проповедь христианства в Коринфе ассоциировалась у Павла с Сизифовым трудом, то есть с чем-то бесперспективным. (Мифический царь Сизиф, согласно мифам, когда-то правил Коринфом). Тем не менее, именно коринфяне, а не афиняне, восприняли христианскую проповедь апостола Павла. Правда, впоследствии христиане Коринфа сильно опечалили Павла своим поведением. Стоило только апостолу покинуть город, как коринфяне начали ссориться между собой, выясняя, кто из них больший христианин. Павел не мог вернуться в Коринф, поэтому отправил туда сначала послание, а затем попросил своего ученика Тита прибыть в город и узнать, возымело ли действие его воззвание. К радости апостола коринфяне прекратили ссоры и споры, вновь сплотились в рамках единой Церкви. Узнав о таком счастливом событии, Павел пишет коринфянам второе послание. Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 1.21 утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 1.22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 1.23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 1.24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. 2.1 Итак, я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. 2.2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? 2.3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. 2.4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Второе послание к коринфским христианам было написано апостолом Павлом примерно в 57 году по Рождестве Христовом. Текст послания был составлен Павлом после вынужденного отбытия из малоазийского города Эфес. Эфесские язычники, поклонники богини Артемиды, устроили бунт и чуть было не убили апостола и его спутников. По радостной случайности Павлу удалось избежать кровавой расправы. После бегства из Эфеса апостол отправился в Македонию, где и узнал добрые вести о прекращении смуты в Коринфе. Обрадованный этим, Павел и написал второе послание к коринфским христианам. В прозвучавшем отрывке апостол объясняет, почему до сих пор не вернулся в Коринф. Павел пишет, что не хотел возвращаться в город и видеть, как коринфяне своими руками разрушают собственную общину. Для апостола это было бы большим огорчением. Кроме того, Павел боялся, что его прибытие не только не прекратит разделение в коринфской общине христиан, но и может усугубить его. Дело в том, что христиане Коринфа в какой-то момент стали делиться на партии. Кто-то из них считал себя последователем Павла, кто-то – апостола Петра, кто-то – Аполлоса, знаменитого в то время христианского проповедника. Апостол Павел полагал, что, если придет в Коринф, то тем самым поддержит только малую часть местных христиан, а в остальных еще больше укрепит мысль о разделении. Поэтому Павел и пишет коринфянам, что для спасения ситуации он решил до времени ограничиться написанием послания. Судьбу коринфских христиан он предал в руки Божии и очень надеялся, что коринфяне образумятся и прекратят свои ссоры и споры. Надежда Павла не была посрамлена. Коринфские христиане восстановили единство своей общины – во многом благодаря первому посланию Павла. Второе послание только укрепило их в этом добром начинании.
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











