

Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Сегодняшнее чтение представляет собой окончание первого послания апостла Павла к Коринфянам. Может показаться, что перед нами отрывок, который стоит читать чуть ли ни в последнюю очередь. После краткого нравственного обращения, он передает приветы общине Коринфа от самых разных людей, о которых мы практически ничего не знаем. И все же, это чтение очень важное. И важное не только потому, что в первых словах мы слышим призыв к тому, чтобы бодрствовать, быть мужественными, твердыми и во всем поступать с любовью. В этом призыве есть одна важная черта, которая пронизывает все чтение: он обращен не к одному человеку, он обращен к христианам как к сообществу или общине учеников. Это подвиг не одного христианина в мире, который должен быть хорошим, поступать по-христиански, этот путь относится ко всей общине. Неслучайно, Христос говорит, что главным признаком нашего ученичества является любовь друг ко другу.
И вот мы слышим как апостол упоминает семейство некоего Стефана, которое много трудится на благо иерусалимских христиан, которых Павел по-традиции называет «святыми». Вот он передает привет от всех церквей ассийских, от Акиллы и Прикиллы и их домашней церкви... и от всех братий.
Что мы можем услышать в этих, казалось бы формальных словах? В простых приветствиях? Мы слышим отзвук живой жизни церкви, чувствуем дружбу общин, реально существующие горизонтальные связи, которые соединяют всех христиан, их знакомство, их память друг о друге, их взаимопомощь... И основой этих связей, их корнем, являются связи внутри местной общины, что явно видно из слов самого апостола, который после приветствий переданных от всех, призывает Коринфян: «целуйте друг друга целованием святым». Он пишет тем, кто говорил: «Я Павлов, а я Апполосов», тем, кто пренебрегал друг дргом на Евхаристическом собрании, к тем, кто не хотел принимать в общину покаявшихся... Апостол просит их преподать друг другу целование мира, то есть искренне сказать друг другу «Христос посреди нас» и услышать в ответ «и есть и будет». Для апостола важно, что любовь и общинность развивается как будто бы концентрическими кругами: от местной общины к дружбе общин между собой.
Сегодня разговоры о такой дружбе в большинстве случаев могли бы показаться странными. Понятно, что когда приходит священник к священнику в гости, они могут ради праздника поприветствовать друг друга, но трудно себе представить, что священник, вернувшись из какого-то города, передаст своим прихожанам привет от общины этого города, потому что это чужие, неизвестные люди, которые живут где-то в другом месте...
Услышав сегодняшний отрывок, один знакомый так и сказал мне: ну что это за чтение, одна техническая информация, и это читать в воскресенье, когда храм полон людей!?
И все же, чтение, которое мы сегодня услышали, очень важное, и очень важно услышать его именно в храме, чтобы посмотреть на тех, кто стоит рядом с тобой как на братьев и сестер.