
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Сегодняшнее чтение представляет собой окончание первого послания апостла Павла к Коринфянам. Может показаться, что перед нами отрывок, который стоит читать чуть ли ни в последнюю очередь. После краткого нравственного обращения, он передает приветы общине Коринфа от самых разных людей, о которых мы практически ничего не знаем. И все же, это чтение очень важное. И важное не только потому, что в первых словах мы слышим призыв к тому, чтобы бодрствовать, быть мужественными, твердыми и во всем поступать с любовью. В этом призыве есть одна важная черта, которая пронизывает все чтение: он обращен не к одному человеку, он обращен к христианам как к сообществу или общине учеников. Это подвиг не одного христианина в мире, который должен быть хорошим, поступать по-христиански, этот путь относится ко всей общине. Неслучайно, Христос говорит, что главным признаком нашего ученичества является любовь друг ко другу.
И вот мы слышим как апостол упоминает семейство некоего Стефана, которое много трудится на благо иерусалимских христиан, которых Павел по-традиции называет «святыми». Вот он передает привет от всех церквей ассийских, от Акиллы и Прикиллы и их домашней церкви... и от всех братий.
Что мы можем услышать в этих, казалось бы формальных словах? В простых приветствиях? Мы слышим отзвук живой жизни церкви, чувствуем дружбу общин, реально существующие горизонтальные связи, которые соединяют всех христиан, их знакомство, их память друг о друге, их взаимопомощь... И основой этих связей, их корнем, являются связи внутри местной общины, что явно видно из слов самого апостола, который после приветствий переданных от всех, призывает Коринфян: «целуйте друг друга целованием святым». Он пишет тем, кто говорил: «Я Павлов, а я Апполосов», тем, кто пренебрегал друг дргом на Евхаристическом собрании, к тем, кто не хотел принимать в общину покаявшихся... Апостол просит их преподать друг другу целование мира, то есть искренне сказать друг другу «Христос посреди нас» и услышать в ответ «и есть и будет». Для апостола важно, что любовь и общинность развивается как будто бы концентрическими кругами: от местной общины к дружбе общин между собой.
Сегодня разговоры о такой дружбе в большинстве случаев могли бы показаться странными. Понятно, что когда приходит священник к священнику в гости, они могут ради праздника поприветствовать друг друга, но трудно себе представить, что священник, вернувшись из какого-то города, передаст своим прихожанам привет от общины этого города, потому что это чужие, неизвестные люди, которые живут где-то в другом месте...
Услышав сегодняшний отрывок, один знакомый так и сказал мне: ну что это за чтение, одна техническая информация, и это читать в воскресенье, когда храм полон людей!?
И все же, чтение, которое мы сегодня услышали, очень важное, и очень важно услышать его именно в храме, чтобы посмотреть на тех, кто стоит рядом с тобой как на братьев и сестер.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья