
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Сегодняшнее чтение представляет собой окончание первого послания апостла Павла к Коринфянам. Может показаться, что перед нами отрывок, который стоит читать чуть ли ни в последнюю очередь. После краткого нравственного обращения, он передает приветы общине Коринфа от самых разных людей, о которых мы практически ничего не знаем. И все же, это чтение очень важное. И важное не только потому, что в первых словах мы слышим призыв к тому, чтобы бодрствовать, быть мужественными, твердыми и во всем поступать с любовью. В этом призыве есть одна важная черта, которая пронизывает все чтение: он обращен не к одному человеку, он обращен к христианам как к сообществу или общине учеников. Это подвиг не одного христианина в мире, который должен быть хорошим, поступать по-христиански, этот путь относится ко всей общине. Неслучайно, Христос говорит, что главным признаком нашего ученичества является любовь друг ко другу.
И вот мы слышим как апостол упоминает семейство некоего Стефана, которое много трудится на благо иерусалимских христиан, которых Павел по-традиции называет «святыми». Вот он передает привет от всех церквей ассийских, от Акиллы и Прикиллы и их домашней церкви... и от всех братий.
Что мы можем услышать в этих, казалось бы формальных словах? В простых приветствиях? Мы слышим отзвук живой жизни церкви, чувствуем дружбу общин, реально существующие горизонтальные связи, которые соединяют всех христиан, их знакомство, их память друг о друге, их взаимопомощь... И основой этих связей, их корнем, являются связи внутри местной общины, что явно видно из слов самого апостола, который после приветствий переданных от всех, призывает Коринфян: «целуйте друг друга целованием святым». Он пишет тем, кто говорил: «Я Павлов, а я Апполосов», тем, кто пренебрегал друг дргом на Евхаристическом собрании, к тем, кто не хотел принимать в общину покаявшихся... Апостол просит их преподать друг другу целование мира, то есть искренне сказать друг другу «Христос посреди нас» и услышать в ответ «и есть и будет». Для апостола важно, что любовь и общинность развивается как будто бы концентрическими кругами: от местной общины к дружбе общин между собой.
Сегодня разговоры о такой дружбе в большинстве случаев могли бы показаться странными. Понятно, что когда приходит священник к священнику в гости, они могут ради праздника поприветствовать друг друга, но трудно себе представить, что священник, вернувшись из какого-то города, передаст своим прихожанам привет от общины этого города, потому что это чужие, неизвестные люди, которые живут где-то в другом месте...
Услышав сегодняшний отрывок, один знакомый так и сказал мне: ну что это за чтение, одна техническая информация, и это читать в воскресенье, когда храм полон людей!?
И все же, чтение, которое мы сегодня услышали, очень важное, и очень важно услышать его именно в храме, чтобы посмотреть на тех, кто стоит рядом с тобой как на братьев и сестер.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема