
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жизнь христиан в Иудее никогда не была легкой. Апостол Павел неоднократно упоминал об этом с своих посланиях общинам, которые находились вне Святой Земли. Конечно, он не только упоминал, но и призывал к помощи христианам из числа евреев. Здесь апостол называет их просто — «святые»: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских». По мнению ряда толкователей, именование иерусалимских христиан «святыми» указывает на особое место в евангельской истории самого Иерусалима. Но можно так же предположить, что святыми они были еще и в следствие особенностей своей жизни, тех самых особенностей, которые послужили причиной объявленного апостолом Павлом денежного сбора. Дело тут в том, что после убийства апостола и первомученика архидиакона Стефана на иерусалимскую общину обрушились гонения. Христиане были объявлены отступниками от веры отцов, они стали изгоями общества, это привело к тому, что им было непросто найти работу, вообще, им было крайне трудно существовать на своей родине. В других же местах Римской империи эпоха гонений еще не наступила, все было относительно благополучно, но не может христианское общество не беспокоиться о тех своих братьях, у которых есть какие-либо сложности. Сегодня для нас это аксиома. Это так во многом благодаря апостолу Павлу, который самыми разными путями убеждал открывать сборы для христиан Иерусалима. По его мнению, это нравственный долг. Именно поэтому в Первом послании к Коринфянам он отходит от своей обычной схемы и заканчивает своё послание призывом к деятельному милосердию. В других своих посланиях он поступает иначе и оканчивает их беседами о воздержании, о кротости, о долготерпении и о прочих добродетелях, но при этом нигде он не говорит ни о технологии сбора пожертвований, ни о самих пожертвованиях. На эту особенность окончания Первого послания к Коринфянам обращали внимание древние толкователи. В частности, святитель Иоанн Златоуст. Он объяснял причину этого необычного окончания так: «В прежде сказанном было весьма много нравственного. Потому теперь он упоминает об одном только том, что особенно нужно было, то есть о пособии святым. И посмотри на мудрость его: он беседует об этом уже тогда, когда убедил их в истине воскресения и возбудил ревность. Правда, он беседовал с ними об этом и прежде, когда говорил: „если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?“ и еще: „кто, насадив виноград, не ест плодов его?“ (1 Кор. 9:11, 7). Но так как он знал величие предлагаемой добродетели, то не оставляет сказать о ней и в конце послания. Милостынею он называет сбор для того, чтобы тотчас же с самого начала представить это дело легким, потому что если она должна собираться со всех, то такое установление для каждого становится легким».
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











