1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам, 33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нам сложно в деталях представить каким образом были устроены церковные собрания первохристианских общин. Но из слов апостола Павла можно сделать вывод, что порядка там недоставало. Апостол же выступает за смысл, он пишет о том, что при отсутствии порядка теряется смысл, побороть это можно самыми разными способами, но важно, чтобы устроено все было «благопристойно и чинно». Из этого же апостольского отрывка можно сделать вывод и о причинах неразберихи во время церковных собраний: многие христиане имели пророческий дар и дар говорения на чужих языках, они полагали, что нельзя сдерживать в себе эти дары, надо незамедлительно делиться информацией, которую дает Дух. Апостол не спорит с тем, что полученное получено от Святого Духа, но при этом от критикует форму передачи этой информации, потому как сложившаяся в общине его адресатов форма уничтожает смысл. Происходило это оттого, что имеющие вдохновение от Духа никак не сообразовывались с окружающими. Судя по тексту апостола Павла, христиане Коринфа объясняли такой подход тем, что они не способны сдерживать в себе повеления Духа Святого. Но апостол уверяет, что «духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира», для убедительности он ссылается на практику других христианских общин: «Так бывает во всех церквах у святых».
В этом отрывке апостольского послания обращает на себя и замечание, которое касается роли женщин в церковном собрании: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить». В современном мире эти слова апостола могут многих покоробить и вызвать недоумение. Но Церковь никогда не пыталась понять их каким-то иным образом, кроме буквального. Здесь стоит помнить об очевидной разнице полов. С точки зрения соотнесенности со Христом разницы нет, но есть биологические, психологические, социальные и множество других отличий, не замечать которые или бороться с которыми попросту неразумно, потому что основные отличия установил Бог. Они принципиально неустранимы. Апостол Павел лишь призывает подчиниться установленному Богом порядку, а это вовсе не означает унижения одними других, ведь у каждого из нас своя роль и свои задачи, любое общество будет в гармонии лишь в том случае, если мы не будем пытаться получить то, что нам не может принадлежать по той простой причине, что такова воля Бога.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, задумываться над тем, а почему Церковь даже во времена безбожных гонений, всё равно продолжала на каждом богослужении молиться за существующие власти? Разве это не было «капитуляцией» перед богоборческим режимом?
Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 2-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.
Как мы видим, для апостола Павла — который, отметим, жил вовсе не в православно-ориентированном государстве — власть как таковая и её носители имели особое значение. Более того: молитва о «власть предержащих» для него — залог «тихой и безмятежной жизни».
Вот что пишет о природе власти святой 5-го века, Исидор Пелусиотский — который, кстати, был учеником святителя Иоанна Златоуста: «То, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Равноправие обыкновенно возжигает войну, и Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика». Как мы видим, святой Исидор подчёркивает, что принцип единоначалия вложен самим Богом в устройство общества и именно этот принцип придаёт обществу устойчивость.
Но вот что очень интересно — далее Исидор предлагает посмотреть не на человеческое общество, а на животный мир: «Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом — пчёлы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец... И (в море) многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не всё имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что ... власть... установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство».
А что же будет следствием отказа от молитвы за власть? Только одно: попытка утвердить себя самого в качестве источника власти. Другими словами, это своеобразный бунт и отказ видеть в лице власть имущих проявление действия Промысла Божия. Ведь молитва за власть — не тождественно полному и безоговорочному соглашению со всем, что данная власть совершает! Если христианам заповедано прежде всего молиться за своих врагов — то на каком же основании молитва за власть имущих должна быть исключена?..
Хотелось бы призвать, дорогие друзья, всех к искренней молитве о тех, на чьих плечах сегодня находится груз принятия ответственных решений, — и безотносительно к личностям, пусть Господь Бог их умудрит, укрепит и просветит светом Своей Истины, чтобы и нам, и нашим детям выпало «мирное и безмятежное жительство во всяком благочестии и чистоте!»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Активные коляски для особенных детей
8-летняя Серафима не может ходить. Виной тому двигательные нарушения. Долгое время девочка полностью зависела от помощи близких и все её перемещения были довольно ограниченными. Взять самой со стола чашку, поиграть с друзьями во дворе или в школе на переменке — всё это Серафиме было недоступно, пока в её жизни не появилась активная инвалидная коляска. Она лёгкая и удобная в управлении, разработана специально для особенных детей.
Эту дорогостоящую коляску семье Серафимы помог приобрести благотворительный фонд «Игра». Класс, в котором учится девочка, также поддержал сбор на технику для движения. И теперь Серафима свободно перемещается по школе или на улице, общается с ребятами и активно проживает детство.
Недавно родители одноклассников Серафимы вновь решили поучаствовать в добром деле — поддержать фонд «Игра» и его подопечных. «Мы хотим, чтобы те ребята, кто лишён самостоятельного передвижения, обрели такую важную для жизни технику», — объясняют они. В рамках осенней акции фонда весь класс Серафимы перечислил средства в поддержку детей с двигательными нарушениями.
Присоединиться к эстафете добрых дел можете и вы. Переходите на сайт фонда «Игра» и поддержите сбор на активные коляски для особенных детей: https://fond-igra.ru/events/18408/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Казачество в России». Священник Тимофей Чайкин, Маргарита Железнова, Юрий Березецкий
У нас в гостях были организаторы и участники международного фестиваля «Казачья станица Москва»: секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, художественный руководитель и главный режиссер фестиваля, председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу Маргарита Железнова и начальник управления по работе с казачеством департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Юрий Березецкий.
Разговор шел об истории казачества в России, о значении Православия для казачьей культуры, а также о 10-м Международном фестивале «Казачья станица Москва».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер