1 Кор., 144 зач., X, 5-12.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим примеры из жизни еврейского народа, который странствовал по пустыне и был поражен Богом за недостойную жизнь. Самые общие обстоятельства их жизни известны даже людям совершенно нерелигиозным. Сорок лет пророк Моисей водил по пустыне своих соплеменников, когда они направлялись в землю своих отцов. При этом не многие знают, что на самом деле этот путь занимает значительно меньше времени и странствие длилось сорок лет не потому что они не могли найти дорогу. Подавляющее большинство толкователей видят его причину в том, что сознание людей, которые помнили жизнь в Египте было настолько проникнуто язычеством, что они не могли дать жизнь новой стране и новому народу. Люди, рожденные рабами, не смогли отказаться от своих привычек, и только их дети вошли в землю обетованную.
Говоря о событиях более чем тысячелетней давности, апостол утверждает, что они важны не столько как память, сколько как образы данные нам в качестве отрицательных примеров.
Итак, на что же в истории странствий по пустыне апостол обращает внимание?
Во-первых, чтобы мы не были похотливы на зло, как они были похотливы. Кажется, неужели можно желать зла? Вряд ли. Но стремиться к чему-то злому вполне возможно. Например совершая эгоистичный поступок, тот который тебе кажется вынужденным, который ты называешь меньшим злом или какими-то подобными словами, ведь каждый оправдывается по-разному... На самом деле мы совершаем зло, но стараемся назвать его иначе, чтобы успокоить нашу совесть. Иными словами, когда апостол призывает нас не желать зла, мы не должны желать того, что приводит к злу, не должны совершать поступков, приводящих к нему.
Корнем греха для апостола является измена Богу. Тот, кто отворачивается от Него, чтобы жить по своим собственным желаниям, в итоге создает себе богов, которые их оправдывают. Выйдя из Египта и находясь у подножия Синая, соплеменники Моисея, пережившие между прочим спасение от фараона, тут же сделали себе золотого тельца. Теснейшим образом с идолопоклонством связан был грех блуда. По приглашению одного из народов, с которыми они темно соприкоснулись евреи сначала поклонились их божеству, а потом впали блудодеяние. Естественно, отпадая от Бога, они получали вразумление, в ответ на которое вместо того, чтобы исправиться, но они лишь роптали.
Все это для апостола не просто история его народа, потому что Бог продолжает действовать среди людей, да и законы духовной жизни остались прежними. Именно поэтому Он предостерегает своих читателей: «по этому, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть».
Дело в том, что все перечисленное было самыми грубыми грехами, первым от чего должен был отказаться человек, на пути к крещальной купели: идолопоклонство, блуд, ропот от недоверия... Многие уверены, что раз придя к Богу, уж от таких явных грехов они всегда смогут уберечься. Слова апостола очень точны, потому что самоуверенность опасный путь. Уверенным можно быть только в Боге, с собой же — всегда быть внимательным и правдивым.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!