Помочь радио

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел Худ.: Валантен де Булонь

1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим примеры из жизни еврейского народа, который странствовал по пустыне и был поражен Богом за недостойную жизнь. Самые общие обстоятельства их жизни известны даже людям совершенно нерелигиозным. Сорок лет пророк Моисей водил по пустыне своих соплеменников, когда они направлялись в землю своих отцов. При этом не многие знают, что на самом деле этот путь занимает значительно меньше времени и странствие длилось сорок лет не потому что они не могли найти дорогу. Подавляющее большинство толкователей видят его причину в том, что сознание людей, которые помнили жизнь в Египте было настолько проникнуто язычеством, что они не могли дать жизнь новой стране и новому народу. Люди, рожденные рабами, не смогли отказаться от своих привычек, и только их дети вошли в землю обетованную.

Говоря о событиях более чем тысячелетней давности, апостол утверждает, что они важны не столько как память, сколько как образы данные нам в качестве отрицательных примеров.

Итак, на что же в истории странствий по пустыне апостол обращает внимание?

Во-первых, чтобы мы не были похотливы на зло, как они были похотливы. Кажется, неужели можно желать зла? Вряд ли. Но стремиться к чему-то злому вполне возможно. Например совершая эгоистичный поступок, тот который тебе кажется вынужденным, который ты называешь меньшим злом или какими-то подобными словами, ведь каждый оправдывается по-разному... На самом деле мы совершаем зло, но стараемся назвать его иначе, чтобы успокоить нашу совесть. Иными словами, когда апостол призывает нас не желать зла, мы не должны желать того, что приводит к злу, не должны совершать поступков, приводящих к нему.

Корнем греха для апостола является измена Богу. Тот, кто отворачивается от Него, чтобы жить по своим собственным желаниям, в итоге создает себе богов, которые их оправдывают. Выйдя из Египта и находясь у подножия Синая, соплеменники Моисея, пережившие между прочим спасение от фараона, тут же сделали себе золотого тельца. Теснейшим образом с идолопоклонством связан был грех блуда. По приглашению одного из народов, с которыми они темно соприкоснулись евреи сначала поклонились их божеству, а потом впали блудодеяние. Естественно, отпадая от Бога, они получали вразумление, в ответ на которое вместо того, чтобы исправиться, но они лишь роптали.

Все это для апостола не просто история его народа, потому что Бог продолжает действовать среди людей, да и законы духовной жизни остались прежними. Именно поэтому Он предостерегает своих читателей: «по этому, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть».

Дело в том, что все перечисленное было самыми грубыми грехами, первым от чего должен был отказаться человек, на пути к крещальной купели: идолопоклонство, блуд, ропот от недоверия... Многие уверены, что раз придя к Богу, уж от таких явных грехов они всегда смогут уберечься. Слова апостола очень точны, потому что самоуверенность опасный путь. Уверенным можно быть только в Боге, с собой же — всегда быть внимательным и правдивым.

Другие программы
Родники небесные
Родники небесные
Архивные записи бесед митрополита Антония Сурожского, епископа Василия Родзянко, протопресвитера Александра Шмемана и других духовно опытных пастырей. Советы праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святителя Николая Сербского и других святых. Парадоксы Гилберта Честертона и Клайва Льюиса, размышления Сергея Фуделя и Николая Бердяева. Вопросы о Боге, о вере и о жизни — живыми голосами и во фрагментах аудиокниг.
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Ступени веры
Ступени веры
В программе кратко и доступным языком рассказывается о духовной жизни, о православном богослужении, о Новом и Ветхом Завете. Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Рифмы жизни
Рифмы жизни
Авторская программа Павла Крючкова позволяет почувствовать вкус жизни через вкус стихов современных русских поэтов, познакомиться с современной поэзией, убедиться в том, что поэзия не умерла, она созвучна современному человеку, живущему или стремящемуся жить глубокой, полноценной жизнью.

Также рекомендуем