
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим примеры из жизни еврейского народа, который странствовал по пустыне и был поражен Богом за недостойную жизнь. Самые общие обстоятельства их жизни известны даже людям совершенно нерелигиозным. Сорок лет пророк Моисей водил по пустыне своих соплеменников, когда они направлялись в землю своих отцов. При этом не многие знают, что на самом деле этот путь занимает значительно меньше времени и странствие длилось сорок лет не потому что они не могли найти дорогу. Подавляющее большинство толкователей видят его причину в том, что сознание людей, которые помнили жизнь в Египте было настолько проникнуто язычеством, что они не могли дать жизнь новой стране и новому народу. Люди, рожденные рабами, не смогли отказаться от своих привычек, и только их дети вошли в землю обетованную.
Говоря о событиях более чем тысячелетней давности, апостол утверждает, что они важны не столько как память, сколько как образы данные нам в качестве отрицательных примеров.
Итак, на что же в истории странствий по пустыне апостол обращает внимание?
Во-первых, чтобы мы не были похотливы на зло, как они были похотливы. Кажется, неужели можно желать зла? Вряд ли. Но стремиться к чему-то злому вполне возможно. Например совершая эгоистичный поступок, тот который тебе кажется вынужденным, который ты называешь меньшим злом или какими-то подобными словами, ведь каждый оправдывается по-разному... На самом деле мы совершаем зло, но стараемся назвать его иначе, чтобы успокоить нашу совесть. Иными словами, когда апостол призывает нас не желать зла, мы не должны желать того, что приводит к злу, не должны совершать поступков, приводящих к нему.
Корнем греха для апостола является измена Богу. Тот, кто отворачивается от Него, чтобы жить по своим собственным желаниям, в итоге создает себе богов, которые их оправдывают. Выйдя из Египта и находясь у подножия Синая, соплеменники Моисея, пережившие между прочим спасение от фараона, тут же сделали себе золотого тельца. Теснейшим образом с идолопоклонством связан был грех блуда. По приглашению одного из народов, с которыми они темно соприкоснулись евреи сначала поклонились их божеству, а потом впали блудодеяние. Естественно, отпадая от Бога, они получали вразумление, в ответ на которое вместо того, чтобы исправиться, но они лишь роптали.
Все это для апостола не просто история его народа, потому что Бог продолжает действовать среди людей, да и законы духовной жизни остались прежними. Именно поэтому Он предостерегает своих читателей: «по этому, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть».
Дело в том, что все перечисленное было самыми грубыми грехами, первым от чего должен был отказаться человек, на пути к крещальной купели: идолопоклонство, блуд, ропот от недоверия... Многие уверены, что раз придя к Богу, уж от таких явных грехов они всегда смогут уберечься. Слова апостола очень точны, потому что самоуверенность опасный путь. Уверенным можно быть только в Боге, с собой же — всегда быть внимательным и правдивым.
«Святитель Лука Крымский — врач и епископ». Екатерина Каликинская
 
                                    
У нас в гостях была директор музея святителя Луки Войно-Ясенецкого в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о том, как в судьбе святителя Луки соединились два служения: врачебное и священническое, а также о его роли в жизни Русской Церкви и о вкладе в развитие медицины. Кроме того мы говорили о документальном фильме по сценарию нашей гостьи «Врачи победы».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Возрождение храма Живоначальной Троицы на Шаболовке
 
                                    В храме Живоначальной Троицы на Шаболовке службы возобновились с 1992-го года. Настоятелем храма был назначен Протоиерей Георгий Вахромеев, и он собрал вокруг себя большой дружный приход, который осуществил огромную работу по возрождению храма. Был создан прекрасный интерьер церкви, прихожане помогали Батюшке Георгию украсить ее необыкновенным иконостасом, написать множество красивых икон. Был создан замечательный хор.
В 2025-м году в храм был назначен Протоиерей Артемий Владимиров, и приход храма Живоначальной Троицы растет с каждым днем. Все, кто сюда приходят, с теплом и благодарностью вспоминают Отца Георгия Вахромеева, и приобщаются к той удивительной атмосфере, которая была им создана, и приумножается новыми идеями, планами и свершениями.

на Шаболовке




и Батюшкой Николаем


Все выпуски программы Места и люди
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение



 
 



