
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Сегодняшние чтение начинается с некоторого явного противоречия. Сначала апостол Павел проговаривает мысль, которая уже звучала послании к Коринфянам, он говорит «всё мне позволительно но не все полезно», но уже в следующем стихе продолжает: «Никто не ищет своего, но каждый пользы другого». Так на что же ориентироваться, на свою пользу или на пользу ближнего? Однако поразмыслив понимаешь, что эти высказывания, не противоречат, но оказываются ступенями одного и того же пути.
Любой из нас приходя в церковь ищет сначала своего, стремится наладить отношения с Богом и через это наладить свои отношения в семье и в обществе. Уже здесь в Церкви он узнает понятие греха и добродетели, понимает, что дело не в том, чтобы с Богом договориться, а в том, чтобы стать способным к общению с Ним. Он учится тому, чтобы ограничивать себя, вдумчиво относиться к своей жизни, к каждому поступку... Проходит время и здесь же в Церкви он узнает... по крайней мере должен узнать, что спастись в одиночку невозможно, что, как говорили отцы древности, наше спасение в нашем ближнем, и если мы приобретаем брата, мы приобретаем Господа.
В конце чтения апостол приводит пример, который сегодня может быть совершенно непонятен, но он именно об этом. Итак, ситуация довольно простая. Язычники продавали на рынке мясо, которое было посвящено их богам и христиане смущались и не хотели его есть, потому что считали это участием в языческих ритуалах. Апостол, напротив, был уверен, что за языческими идолами, ничего кроме их вымыслов нет. Бог створил всю землю и всех ее обитателей, и это значит, что все, что продается на рынке можно есть спокойно. В то же время, если кто-нибудь говорил тебе, что это пожертвовано идолу есть уже было нельзя. Как говорит апостол, ради говорящего и ради совести.
Выражение странное и загадочное, но оно получило большое распространение в аскетической литературе. Человек, который приходил в монастырь, старался бороться уже не столько с делами, сколько с помыслами. Он учился тому, чтобы быть внимательным к своей совести, но более того, понимал, что на него смотрит его ближний. Смотрит как на пример, и положительный, и отрицательный. Любовь к ближнему не только в том, чтобы помочь ему, но и в том, чтобы не смутить его, ведь об этом прямо говорит Христос: горе тому, через кого приходит соблазн.
Может быть, ты не делаешь ничего греховного, но заботиться стоит не только о себе, но и о том, как тебя воспримут. Научись видеть себя со стороны. Сколько поразительной братской любви в подобном призыве. Тебе кажется, что все в порядке, это хорошо, но позаботься о своем ближнем. Правильно ли он тебя понимает? И ведь речь идет о вещах, которые ты сам скверными не считаешь. Просто другой может не обладать таким же знанием и смутиться...
Сегодня, судя по опросам, мы не переживаем за другого, даже если делаем что-то не так. Смутится, не смутится, — это его проблемы. Как говорится, не хочет смотреть, пусть не смотрит... Над этим стоит задуматься. Мы часто думаем, что любовь — это когда мы делаем что-то для ближнего... или когда мы терпим его немощи... Но иногда, проявить любовь — это пожалеть его совесть, постараться его не смутить, но быть добрым примером христианской жизни.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер