
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Сегодняшние чтение начинается с некоторого явного противоречия. Сначала апостол Павел проговаривает мысль, которая уже звучала послании к Коринфянам, он говорит «всё мне позволительно но не все полезно», но уже в следующем стихе продолжает: «Никто не ищет своего, но каждый пользы другого». Так на что же ориентироваться, на свою пользу или на пользу ближнего? Однако поразмыслив понимаешь, что эти высказывания, не противоречат, но оказываются ступенями одного и того же пути.
Любой из нас приходя в церковь ищет сначала своего, стремится наладить отношения с Богом и через это наладить свои отношения в семье и в обществе. Уже здесь в Церкви он узнает понятие греха и добродетели, понимает, что дело не в том, чтобы с Богом договориться, а в том, чтобы стать способным к общению с Ним. Он учится тому, чтобы ограничивать себя, вдумчиво относиться к своей жизни, к каждому поступку... Проходит время и здесь же в Церкви он узнает... по крайней мере должен узнать, что спастись в одиночку невозможно, что, как говорили отцы древности, наше спасение в нашем ближнем, и если мы приобретаем брата, мы приобретаем Господа.
В конце чтения апостол приводит пример, который сегодня может быть совершенно непонятен, но он именно об этом. Итак, ситуация довольно простая. Язычники продавали на рынке мясо, которое было посвящено их богам и христиане смущались и не хотели его есть, потому что считали это участием в языческих ритуалах. Апостол, напротив, был уверен, что за языческими идолами, ничего кроме их вымыслов нет. Бог створил всю землю и всех ее обитателей, и это значит, что все, что продается на рынке можно есть спокойно. В то же время, если кто-нибудь говорил тебе, что это пожертвовано идолу есть уже было нельзя. Как говорит апостол, ради говорящего и ради совести.
Выражение странное и загадочное, но оно получило большое распространение в аскетической литературе. Человек, который приходил в монастырь, старался бороться уже не столько с делами, сколько с помыслами. Он учился тому, чтобы быть внимательным к своей совести, но более того, понимал, что на него смотрит его ближний. Смотрит как на пример, и положительный, и отрицательный. Любовь к ближнему не только в том, чтобы помочь ему, но и в том, чтобы не смутить его, ведь об этом прямо говорит Христос: горе тому, через кого приходит соблазн.
Может быть, ты не делаешь ничего греховного, но заботиться стоит не только о себе, но и о том, как тебя воспримут. Научись видеть себя со стороны. Сколько поразительной братской любви в подобном призыве. Тебе кажется, что все в порядке, это хорошо, но позаботься о своем ближнем. Правильно ли он тебя понимает? И ведь речь идет о вещах, которые ты сам скверными не считаешь. Просто другой может не обладать таким же знанием и смутиться...
Сегодня, судя по опросам, мы не переживаем за другого, даже если делаем что-то не так. Смутится, не смутится, — это его проблемы. Как говорится, не хочет смотреть, пусть не смотрит... Над этим стоит задуматься. Мы часто думаем, что любовь — это когда мы делаем что-то для ближнего... или когда мы терпим его немощи... Но иногда, проявить любовь — это пожалеть его совесть, постараться его не смутить, но быть добрым примером христианской жизни.
25 мая. О подробностях предстоящей Всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве проходит Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 26 мая состоится открытая встреча на тему «Почитание родителей».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает модератор встречи ведущая Радио ВЕРА Кира Лаврентьева.
26 мая в 18:00 в рамках Всероссийской недели семьи состоится открытая встреча «Почитание родителей. Как жить в мире». Встреча состоится по адресу Токмаков переулок, дом 21/2, строение 1, в музее императора Николая II. Тема встречи — вопросы отцов и детей, почтительное отношение к родителям и как не нарушать заповедь почитания родителей. Модератор я, ведущая Радио ВЕРА Кира Лаврентьева. Спикеры встречи — председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, священник Федор Лукьянов, священнослужитель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, ведущий телеканала «СПАС» протоиерей Василий Гелеван, а также оперная певица, общественный деятель, многодетная мама Светлана Феодулова и сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» Наталья Дмитриевская. Приходите, мы очень вас ждем!
Все выпуски программы Актуальная тема
25 мая. О делах Господа нашего Иисуса Христа и воле Бога Отца

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать».
О делах Господа нашего Иисуса Христа и воле Бога Отца — священник Николай Конюхов.
Господь Иисус Христос говорит сегодня, что Он исполняет волю Отца, а воля Его состоит в том, чтобы спасти человечество ценой собственной крови. И пока есть день, то есть пока Он находится вместе с людьми, Он совершает эти дела. Но настанет ночь, когда люди проявят максимально свою злобу, схватят Христа, и Он уже не сможет совершать тех дел, которые раньше Он не будет насыщать людей хлебами, Он не будет исцелять больных и врачевать бесноватых, а Он будет в этот момент находиться на кресте. Но после этого опять возобновится день, и после воскресения Христа мы живем уже в период опять, когда Господь совершает дела пославшего Его. Вопрос только в том, мы готовы ли совершать дела пославшего нас Господа, потому что это происходит, если мы знаем волю Божию. Господь несколько раз делает акцент, что Он знает волю пославшего Его Отца. Для нас это достаточно серьезная проблема, потому что иногда мы говорим, вот, наверное, это в Богу угодно, или другое, исходя из своей выгоды. А нужно уметь действительно прислушиваться к голосу Божьему, в том числе, который доносится до нас через Евангелие. И те люди, которые плохо знают Евангелие, не вчитываются в эти слова и не имеют опыт молитвы, могут, к сожалению, не исполнять Его святую волю, тем самым нанося огромный ущерб себе. Потому что если мы исполняем волю Отца, то мы двигаемся к спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 мая. О подвиге Мученика Иоанна Влаха

Сегодня 25 мая. День памяти Мученика Иоанна Влаха, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В Валахии, одна из частей современной Румынии, на протяжении многих веков своей истории, была автономным государством в составе Османской империи. И поэтому куда удобнее было жить под властью иноплеменных, иноверных угнетателей, и не искать никакой свободы, не искать защиты православной веры, и при этом получать необходимое богатство, особенно если ты не крестьянин, который последнюю копейку отдает не только своему боярину, но еще вынужден отсылать в казну турецкого султана. А если ты знатный человек? Вот как раз в такой знатной боярской валашской семье родился и рос мальчик Иоанн, который столкнулся с очередным турецким нашествием и мог устроить свою политическую карьеру, мог устроить свою военную карьеру, мог сохранить свое боярское достоинство и более того, получить им место хлебное при дворе Османского султана. А как мы знаем, карьерная лестница была открыта, независимо от происхождения, будь ты серб, будь ты румын, будь ты армянин, если ты принимаешь ислам, восходи, талантливые люди всегда ценились при Османском дворе, но надо отречься от Христа. Конечно, мы когда видим, ну ладно, взрослый человек может сделать выбор, а вот подростки, которые сейчас только бы посидеть в телефоне, развлечься, каждому подростку надо сейчас помнить и молиться святому мученику Иоанну Влаху, потому что в свои 15 лет он сделал правильный выбор, он смог отречься от соблазна, стать мужем турецкой знатной женщины, отречься от богатства, отречься от роскошной жизни, отречься от карьеры в столице громадного Османского государства, а вместо этого получить муки и смерть за Христа и наследовать Царствие Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема