
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жертвоприношения были неотъемлемым элементом религиозной жизни древнего человека. Жертвы Своему Богу приносили не только евреи. Язычники также имели аналог богослужения, во время которого приносили жертвы своим идолам. Подобные приношения назывались идоложертвенным. Не обязательно это были животные. Это могло быть все, что годится в пищу: злаки, овощи, фрукты. Посвящая все это своим богам, а потом принимая это в пищу, участники культа верили, что на мистическом уровне они соединяются со своим богом. Реальность жизни первых христиан в городе Коринф была такова, что им приходись довольно тесно общаться с язычниками. По разным причинам они принимали участие в идолослужении, во время которого ели посвященное идолам. Не обязательно речь идет о ярко выраженных языческих культах, во время которых откровенно поклонялись другим богам. Это могли быть вполне рутинные, обыденные, бытовые ритуалы, в которых христиане могли принять участие исключительно по-соседски. Например, поминальная тризна по усопшим, действия, связанные с браком, рождения ребенка, или же календарные обряды проводов зимы, встречи весны и сбора урожая. Все это неизбежно сопровождалось определенными ритуальными формулами слов, действий и, конечно же, ритуальной трапезой. Тот, кто в Евхаристии соединяется со Христом, говорит апостол Павел, не может соединяться с бесами, какими бы безобидными декорациями все это не было прикрыто.
Насколько все сказанное актуально для нас? Ведь языческого культа в том виде, в котором он бытовал во времена апостола Павла, давно нет. Никто из нас не участвует в жертвоприношениях, не посещает капища, не вкушает идоложертвенного. Это действительно так. И в этом смысле написанное апостолом Павлом имеет очень ситуативный характер. Однако с другой стороны Церковь считает его писания богодухновенными. А одно из свойств богодухновенных писаний заключается в том, что они обращены не только к современникам их авторов, но и ко всем поколениям христиан, так как содержат в себе универсальные правила и истины. Подобное правило содержится и в только что услышанном нами отрывке. И сформулировать его можно было бы так: тот, кто участвует в Таинстве Евхаристии, во время которого вступает в незримое, но вполне реальное общение со Христом, не может осквернять себя низменными чувствами, мыслями, словами и поступками. Душа, которая соединилась с Богом должна принадлежать только Ему. Как только она пытается связать себя с чем-то еще, Бог из нее тихо и незаметно уходит. Поэтому образ жизни христианина должен максимально исключать всякую двойственность. Наши чувства, мысли, слова и поступки должны быть всецело направлены ко Христу. Лишь на этом пути возможно достичь душевной и сердечной цельности и приобрести полноту жизни в Боге.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











