
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как известно, отношения ап. Павла с христианской общиной Коринфа были непростыми. Уже в то время существовали гностики, которые уверяли, что дела плоти и дела духа — это разные вещи. Мысль кажется очень привлекательной, но она противоречит библейским утверждениям о том, что мир сотворен Богом, и Бог соединился с материей, став в этом мире человеком. Человек — есть тело и душа вместе, эти части так тесно взаимосвязаны, что они не могут развиваться без взаимного влияния.
Итак, апостол вступает с Коринфянами в диалог. При этом он приводит их слова и тут же на них отвечает.
«Все мне позволительно», — говорит брат-коринфянин, «Но не все полезно, — отвечает апостол. «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Иногда человек живет так, как будто бы проверяет границы своей свободы, но это лишь губит его, ведь на границе жизни и смерти не может быть никакой полноты. Тем более, что некоторые вещи постепенно порабощают нас, начинают обладать нами, становясь привычками нашего тела. Удивительно, но когда апостолы сводили к минимуму закон Моисея, в качестве одного из главных запретов они оставили запрет на блуд… И в тоже время сегодня, именно в контексте заповеди о блуде многие, особенно молодые люди, не могут прийти в Церковь или ждут от Нее меньшей строгости. Говоря об этом, апостол Павел употребляет такое выражение: Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». Что это значит? Блуд здесь, конечно же, лишь пример греха, дело в том, что тело, как и вообще мы в целом, сотворены Богом… Адам согрешил и как блудный сын ушел в далекую страну… Но сотворен он был для другого. И Господь не просто напоминает об этом, Он сам воплощается для спасения наших души и тела. Причем важно помнить, что именно Он еще в раю сказал людям плодиться и размножаться, именно Он дал заповедь быть двоим в одну плоть. Но дал для супружества, а не для того, чтобы мы относились к друг другу потребительски, не для того, чтобы воспринимали человека, который перед нами, как объект для утоления желаний. Любовь, к которой он нас призвал, не использует, не расчеловечивает… И вот Христос пришел и именно для этого, чтобы нас заблудившихся вернуть самим себе и сделать нас свободными. Идя на поводу у желаний своего тела мы нередко приходим к тому, что чувствуем боль в душе. Бог, конечно же, не желает чтобы нам было больно, и Он нас спасает.
Объясняя это апостол употребляет удивительный образ. Он говорит, что Христос купил нас дорогой ценой, имея ввиду, что наше возвращение и исцеление сделалось возможным благодаря Его подвигу и жертве. Благодаря этому, все доброе, что есть в нашей жизни, может быть исполнено благодати Духа Святого. Наше тело, наше супружество, и все, что сотворил и благословил Господь.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
 
                                    
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



