1 Кор., 134 зач., V, 9 - VI, 11.
Глава 5.
9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; 10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Глава 6.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда человек, недавно переступивший порог Церкви, вдруг сталкивается с непорядочностью и раздорами среди глубоко воцерковлённых людей, ему приходится очень непросто. Возникает закономерный вопрос: если и в Церкви — как пел Высоцкий — «всё не так, как надо» — то есть ли у неё что-то, принципиально важное, чего нет в других организациях и структурах?
И сегодняшние слова апостола Павла этот вопрос обостряют: ведь он описывает первохристианскую общину, в которой, как мы видим, тоже были и распри, и тяжбы вокруг материальных благ, и обиды, и притеснения — и всё это — не среди грешников-язычников, но именно внутри самих же христиан. Но если далеко не все члены Церкви по своим нравственным качествам соответствуют заявленному уровню, то чем Церковь отличается, например, от какой-то корпорации или партии? Ведь если сравнить внешние параметры — найдётся много схожего. У любой партии есть идеология, есть «партийная этика», есть свой «устав», есть «руководство», есть «членство», даже какие-то свои «обряды» и «церемонии». Ради блага самой партии определённые проступки её членов могут легко прощаться или игнорироваться — а вот к «внешним», чужакам, не членам партии, будет употреблена вся строгость судопроизводства. Неужели вся разница между Церковью и партией — в целях и задачах, заявленных в уставных документах этих организаций?
Чтобы ответить на этот острый вопрос, я бы предложил зайти вот с какой стороны. Что — с позволения сказать и с учётом регламентирующей документации — «производит» Церковь? Ответ очевиден: святость. Не православную идеологию. Не религиозно-философские смыслы. Не общинно-семейный уклад жизни. И даже не православную культуру. А — святость. Святость как особое состояние напитанности Божественными энергиями, действием Святого Духа — которое изнутри меняет человека, преображает его, выводит на качественно иной уровень бытия. Также, как художественная школа учит детей рисовать, музыкальная — играть на инструментах и петь, Церковь учит своих детей быть святыми. Но святость — это не диагноз, а процесс — также, как рисование или пение. Всё начинается с увлечения — а потом — труд, труд, и снова труд по преодолению собственной лени и косности. И если вы зайдёте в музыкальную школу, постоите в коридоре — скорее всего, вы столько услышите такого, что назвать музыкой — язык не повернется! Можно, конечно, возмутиться и сказать: какое безобразие! Какой позор! А я-то думал, здесь царствует гармония и благозвучие! Но в том-то и заключается мудрость педагога, чтобы сквозь фальшь и неумелость ученика суметь прозреть тот потенциал, который может раскрыться после многих лет усердных трудов — и не только увидеть, но и вдохновить не опускать рук при неудачах, не обольщаться лёгкими успехами, радоваться даже самым маленьким победам и достижениям.
Так же и апостол Павел, обращаясь к коринфянам, обличая их «жизненную фальшь» — как настоящий отец верит в возможность их роста и становления в настоящих учеников Христа.
Главный вывод, которые следует из чтения, очень простой: никогда не смущаться человеческой стороной в Церкви, также, как и педагог не смущается растопыренными пальцами юного пианиста!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.